Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lektsii_Grishunina.pdf
Скачиваний:
80
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
4.58 Mб
Скачать

140

ГЛАВА 9. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Для метафизики и монадологии Лейбница свойствен еще ряд характерных черт. Лейбниц подчеркивает, что повсюду разлита «жизненная сила» — та активность, которую он приписал монадам. Такая позиция называется «витализмом». Он подчеркивает, что даже в неорганических образованиях есть определенные органические монадные силы, которые определяются их структурой. Кроме того в своей метафизике Лейбниц выделяет два закона: закон тождества неразличимых и закон непрерывности. Согласно первому закону нет в окружающем нас мире двух одинаковых по отношению друг другу капель воды. Что касается закона непрерывности, то он утверждает, что все изменения как в мире природы, так и в мире человека осуществляются постепенно, посредством предельно малых количественных изменений. Отсюда Лейбниц делает вывод, что «природа не делает скачков» (это один из центральных тезисов Лейбница). Он говорит также, что монады не зависят друг от друга и не взаимодействуют друг с другом, ибо они не имеют «окон».

9.6.1.2 Учение о предустановленной гармонии

Монады обладают определенного рода деятельностью. Эта деятельность в совокупности приводит к гармоничному универсуму. С этим связано учение Лейбница о предустановленной гармонии. Здесь можно провести параллель этого учения с Декартом и Спинозой. У Декарта синхронизирующую функцию между мыслящей и протяженной субстанцией осуществлял Бог, который у него подобен часовщику, который для того, чтобы разные часы показывали одно и то же время предварительно синхронизировал их стрелки. Спиноза также говорил, что порядок и связь идей в душе человека такие же, как порядок и связь вещей в природе. Лейбниц говорит о том, что гармонизирующую функцию в конечном счете выполняет Бог, благодаря чему возникает гармоничный универсум. Ведь у него именно Бог, творя монады (хотя Он и сам является высшей монадой), как бы запрограммировал монады, в результате чего и образуется закономерный гармоничный универсум.

9.6.2 Учение о познании

Лейбниц так же как и Спиноза продолжает линию рационализма, критерием достоверной истины является всеобщность и необходимость. Поскольку опыт всегда незавершен, в смысле , что проверить все как правило нельзя, он опирается на идею о том, что основным источником познания является человеческий разум. Так же как Спиноза и Декарт, Лейбниц обращается в порядке обоснования достоверности знаний к интуиции. К первичным истинам он относит интуитивные истины. Причем, так же как Спиноза, Лейбниц подчеркивает субъективную неопределенность критериев интуиции Декарта — ясности и отчетливости. Он считает, что первичные интуитивные истины должны быть основаны на законе тождества и выражаться так называемыми аналитическими суждениями, где предикат суждения раскрывает признаки, содержащиеся в субъекте суждения.

Такого рода суждения не зависят от субъективности, не являются субъективно определенными, не зависят от опыта. К первичным интуитивным истинам примыкают по его мнению так называемые математические истины, которые основаны на законе, запрещающем противоречия. Причем здесь речь идет уже о дедуктивных истинах. В совокупности эти интуитивные и дедуктивные истины Лейбниц относит к истинам разума, называет их еще вечными истинами. Действительно, и та и другая разновидность истин не зависит от опыта и эксперимента, она порождена лишь естественным светом разума. От истин разума Лейбниц отличает другие истины, которые слагаются в опыте или которые происходят на основе обобщения опыта. Такого рода истины он называет истины-факты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]