Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lektsii_Grishunina.pdf
Скачиваний:
80
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
4.58 Mб
Скачать

21.2. «МИФ О СИЗИФЕ»

381

возвеличиваю и уничтожаю индивида. Мир сминает его, я даю ему свободу. Я предоставляю ему все права. Плоть является моей единственной достоверностью. Вот почему я выбрал абсурдное усилие, вот почему я на стороне борьбы. Есть лишь одна победа, которая относится к разряду вечных, а мне ее никогда не одержать». Дух протеста уловим лишь в его историческом воплощении.

Творец — наиболее абсурдный из всех персонажей. Для отвернувшегося от вечности человека все сущее есть лишь нескончаемая пантомима под маской абсурда. Творчество

— великая пантомима. Об этом заранее известно людям абсурда, а потому все их усилия направлены на изучение, освоение и обогащение того острова без будущности, на который они высадились. Произведение искусства является знаком смерти и одновременно приумножением опыта. Работать и творить «ни для чего», знать, что у творчества нет будущего, что твое произведение рано или поздно будет разрушено, и считать в глубине души, что все это не менее важно, чем строительство на века, решать одновременно две задачи: отрицания и утверждения — вот путь, открывающийся перед абсурдным творцом. Он должен сделать красочной пустоту. Если что-нибудь завершает творчество, то это не победный крик ослепленного иллюзиями художника: «Я все сказал» но смерть творца, кладущая конец и его опыту, и его гениальности. Творчество — наиболее эффективная школа терпения и ясности. Оно является и потрясающим свидетельством единственного достоинства человека: упорного бунта против своего удела, настойчивости в бесплодных усилиях.

21.2.1Трактовка мифа о Сизифе

Сизиф, точнее Сисиф — в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде) приговоренный богами вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз. Согласно Гомеру — хитрый, порочный и корыстолюбивый человек. Первым среди эллинов воспользовался хитростью и обманом. Сохранились разные варианты мифов, дающие объяснения причин столь тяжелой кары, постигшей Сизифа (разглашение тайн богов, многочисленные ограбления путешественников, похищение и заточение бога смерти Танатоса и др.). Уже Алкей и Феогнид упоминают, что он пытался обмануть смерть, но безуспешно.

Наиболее распространена версия мифа, в которой Сизиф обманом заковывает бога смерти Танатоса и держит его в плену. По другой версии, обманул и заковал в цепи самого Аида. В отсутствие Танатоса люди перестают умирать. Боги обеспокоены сложившимся положением, и по прошествии нескольких лет Арес, бог войны, освобождает бога смерти. Танатос исторгает душу Сизифа и отводит ее в царство теней умерших. Но и тут сумел Сизиф обмануть богов. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона, не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу вернуться ненадолго на землю — наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения. Сизиф не вернулся в царство Аида. Он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней. Прошло несколько лет, до тех пор, пока отсутствие Сизифа в царстве мертвых не было обнаружено. За хитрецом пришлось посылать Гермеса. За проступки при жизни (да и после смерти) Сизифа приговорили к его наказанию — вечно вкатывать на гору тяжелый камень.

Из сказанного выше уже ясно, что Сизиф — абсурдный герой. Его презрение к богам, ненависть к смерти и желание жить стоили ему несказанных мучений — он вынужден бесцельно напрягать силы. Такова цена земных страстей.

Камю интересует тот момент, когда Сизиф, увидя как поднятый с таким усилием

382ГЛАВА 21. ПРИЛОЖЕНИЕ. АЛЬБЕР КАМЮ «МИФ О СИЗИФЕ. ЭССЕ ОБ АБСУРДЕ»

камень за считанные мгновения скатывается вниз, спускается с горы. Спускаясь с вершины в логово богов он выше своей судьбы. Сизиф, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела, о нем он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Сокрушающие нас истины отступают, как только мы распознаем их.

Камю анализирует слова, вложенные в уста Эдипа «Я думаю что все хорошо». эти слова священны. Они раздаются в суровой и конечной вселенной человека. Они учат, что это не все, еще не все исчерпано. Они изгоняют из этого мира бога, вступившего в него вместе с неудовлетворенностью и тягой к бесцельным страданиям. Они превращают судьбу в дело рук человека, дело, которое должно решаться среди людей. В этом вся тихая радость Сизифа. Ему принадлежит его судьба. Камень — его достояние. Точно так же абсурдный человек, глядя на свои муки, заставляет умолкнуть идолов. Абсурдный человек говорит «да» и его усилиям более нет конца. Предопределение сводится к тому, как о нем судит сам человек: оно фатально и достойно презрения. В остальном он сознает себя властелином своих дней.

Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Он тоже считает, что все хорошо. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]