Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lektsii_Grishunina.pdf
Скачиваний:
80
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
4.58 Mб
Скачать

17.3. НЕМЕЦКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

277

17.3.1.1.1 Философское ориентирование Что касается философского ориентирования, то здесь надо сделать несколько предварительных замечаний. В свое время лорд Кельвин на рубеже XIX — XX столетий говорил, что все здание физики уже построено и ему жаль будущее поколение физиков, ибо им будет практически не чем заниматься, ведь все принципиально новое уже открыто. Единственное, чем им остается заниматься, это в этом построенном доме физики заниматься отделочными работами. С точки зрения лорда Кельвина физики уже получили некоторую окончательную картину мира и там остается вносить только некоторые уточнения. Похожая ситуация и сейчас наблюдается в физике в связи с поиском так называемой окончательной теории.

Ясперс возражает против такого подхода. Он говорит, что философское ориентирование в мире нужно и для науки, и для практики. Потому что оно показывает человеку, что какую бы картину мира в тот или иной момент ни предлагала наука, она не может считаться окончательной или абсолютной. В подлинном смысле слова никакая теория не будет окончательной. Для тех, кто так считает, что созданная теория является окончательной, это будет иметь пессимистические прагматические следствия, потому что если это окончательная картина мира и окончательная теория — теория всего, то это будет означать конец физики и конец самих физиков. Даже если окончательная теория будет построена, то она то будет объяснять и описывать закономерности, касающиеся только пяти процентов вселенной. Современная физика знает только пять процентов вселенной, об остальных 95 процентах она ничего сказать не может.

17.3.1.2Понятие экзистенции

По Ясперсу об экзистенции можно говорить тогда, когда у человека появляется решимость задать поистине философский вопрос: что же противостоит целостному бытию человека. Ему противостоит особое бытие — оно и есть «Я сам» в качестве экзистенции. Она (экзистенция) и есть «Я», поскольку по Ясперсу я не становлюсь объектом. Вне и в этой экзистенции я независимое существо, и вообще с точки зрения Ясперса экзистенция налична только в свободе. Ясперс как бы говорит каждому человеку, что наша человеческая экзистенция наличествует тогда, когда мы не позволяем ни самим себе, ни другим людям рассматривать себя в качестве объекта манипулирования, то есть когда мы рассматриваем себя как свободное существо. Экзистенция высвечивается

вследующих ситуациях: в ситуациях заботы, ситуациях страдания. И прежде всего в пограничных ситуациях. Этот термин является новацией Ясперса. Пограничные ситуации — это ситуации, в которых человек не может жить без борьбы и страданий, это ситуации, в которых человек неизбежно берет вину на себя, это ситуации, в которых человек мыслит о неизбежности смерти.

Дальше Ясперс говорит, что человек через свою экзистенцию и пограничные ситуации может прорваться к другому миру, не физическому, а духовному. С одной стороны к этому духовному миру ведет само суждение «Бог есть», но этого не достаточно, ибо философия должна пробивать себе путь к новой метафизике, где центральной категорией является всеобъемлющее. В философии Ясперса целью всеобъемлющего является объединение

вединое целое мир, который окружает человека, и человека; или, точнее, объединить материально-предметный и духовный мир. Поэтому всеобъемлющее это или бытие в себе, которое нас охватывает, или это бытие есть мы. По Ясперсу бытие в себе это трансценденция или мир. А бытие, которое есть мы сами, это экзистенция.

17.3.1.3Философская вера

Ясперс уделяет внимание не только человеческому разуму, но и вере, причем он пытается отделить философскую веру от религиозной веры или веры откровения, а также

278

ГЛАВА 17. ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

отделить ее от знания. Мы переходим к анализу третьего основного понятия — философская вера. Здесь Ясперс использует пример из истории с Джордано Бруно и Галилео Галилеем. Как известно оба были подвергнуты суду инквизиции, от обоих требовали отречения как от научных, так и от философских убеждений. Джордано Бруно готов был отречься только от некоторых своих убеждений, но не от основных, поэтому он принял мученическую смерть. Галилей отрекся от всех своих убеждений. Здесь мы с точки зрения Ясперса имеем две принципиально разные ситуации.

В случае Галилея мы имеем дело с истиной, правильность которой мы можем доказать, то есть речь идет об истине, которая имеет безличный характер, которая существует вне меня, а так же с истиной, которая имеет всеобщий и общезначимый характер. Ясперс говорит, что такая всеобщая безличностная истина, правильность которой доказуема не может требовать от человека мученической смерти.

Совсем другой является ситуация, с которой столкнулся Джордано Бруно. Там не шла речь об истине, которая доказуема, там была истина—вера, которая неизбежно должна была пострадать из-за отречения от нее. В этом принципиальное отличие. Бруно принял мученическую смерть не из простого энтузиазма, или из-за того, что он хотел противоречить своему времени, а из глубоко самоопределения, из своей внутренней самоубежденности в том, что если он отречется от истины-веры, то она неизбежно пострадает.

Отсюда используя эти примеры Ясперс дает определение философской вере. Философская вера это вера в истину, исходя из которой (т.е. веры) я живу. Дальше Ясперс указывает на следующий момент: чего хочет философская вера? Она хочет не вражды, а обсуждения, не изоляции, а коммуникации, она хочет не насилия, а либеральности.

17.3.1.4 Философия истории

Рассмотрим философию истории Ясперса в работе «Происхождение и цель истории». В отличие от Шпенглера он рассматривает человеческую историю как единый целостный процесс. У этого исторического человеческого бытия и исторического процесса есть единые истоки, единая цель. Для того, чтобы это объяснить, Ясперс вводит понятие «осевое время» или по другому «осевая эпоха». Ясперс указывает, что именно в «осевую эпоху» сложились все те основные категории, посредством которых мы до сих пор мыслим, именно тогда сложились основные принципы мировых религий, которые до сих пор определяют нашу жизнь. И поэтому это был прорыв в универсальное. Речь идет о следующих понятиях: понятие сознания, рефлексии, бытия, способность человека ставить предельные вопросы жизненного бытия, такие как смысл жизни, проблемы смерти и так далее. Причем Ясперс считает, что этот основной категориальный аппарат сложился в период перехода доисторического времени к осевому времени и этот период он датирует эпохой начиная с 9 столетия до н.э. и кончая 3 столетием до н.э.

Ясперс сравнивает это с нашим временем. В наше время ценности и понятия, которые сложились в «осевое время», оказывают все меньшее влияние на жизнь современного человека. Все менее единым становится человечество в Европе, у него нет единых ценностей, оно все меньше и меньше занимается духовными проблемами. То есть влияние этих категорий, принципов и моралей все меньше и меньше.

17.3.1.5 «Атомная бомба и будущее человечества»

Что касается его произведения «Атомная бомба и будущее человечества», то здесь Ясперс говорит о том, что с изобретением атомного оружия человечество само себя ввергло

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]