Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sotsiologia_Glazyrin.doc
Скачиваний:
91
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
2.59 Mб
Скачать

Глава 11. Социология преступности

241

арго. Такие языки существуют у многих социальных групп (мо­лодежный сленг, профессиональные языки), они выполняют сигнально-обособленную функцию, свидетельствуют о принад­лежности к определенной социальной группе. Уголовному жар­гону присуща конспиративная функция: он служит средством засекречивания информации от "непосвященных". Жаргон па­разитирует на родном языке, используя его синтаксические, грамматические и фонетические законы, пополняя свой сло­варный запас в основном путем изменения значения обычных слов (петух — педераст, козел — доносчик, кум — оператив­ник). Жаргону свойственны образность, парадоксальность, иро­ничность (например, изнасилование — это "лохматая кража"), что делает нередко его привлекательным для подростков1. Но уголовный жаргон привлекает не только детей, но и вполне взрослых людей, он активно проникает в обычный разговор­ный язык. Мы уже не удивляемся, когда не только в обще­нии, но и официальной речи часто используют следующие слова: "беспредел", "заложить", "замочить"; практически стали бытовизмами такие слова из уголовного жаргона, как: "бич" (бродяга), "блатная" (воровка), "борзеть" (наглеть), "бортануть" (оттолкнуть), "брать на понял" (принимать за дурака), "брод" (улица), "буркалы (глаза), "в ажуре" (нормально, хорошо), "бычок" (окурок), "водила" (шофер), "вольтанутый" (душев­нобольной), "глаз положить" (понравиться, приглянуться), "гор­батить" (работать) "глухо" (плохо, совершенно худо), "гужа-нуться" (развлечься), "дать стране угля" (удивить), "для ме­бели" (на всякий случай), "зырить" (смотреть), "кайф" (удо­вольствие), "кадрить" (добиваться близких отношений), "чу­виха" (девушка), "цырлы" (пальцы ног), "телка" (девка) и др. В уголовном жаргоне следует особо выделить систему слов, позволяющую скрыть, завуалировать, зашифровать информа­цию от постороннего. Речь идет о следующих словах и выра­жениях: "бей верах" — призыв воровать из верхних карманов; "блины печь" — подделывать деньги; "бондарь" — содержа­тель притона;"бросать коня" — передавать записку из каме­ры в камеру через окно на ниточке или шнурке; "быть на лаване" — скрываться от милиции; "велосипед" — истязание, заключающееся в поджоге горючих предметов, вставленных между пальцами ног (обычно во время сна); "винта нарезать" —

убежать; "голуби" — письма, миновавшие обязательную в ИТУ цензуру, белье на веревке; "гусь" — доносчик; "дама" — го­мосексуалист; "крестьяне" — вши; "крутить поганку" — де­лать зло окружающим; "корова" — человек, предназначен­ный на съедение1.

Для субкультуры осужденных типичным является жест­кая стратификация индивидов. Лишь на первый неискушен­ный взгляд одинаково одетые осужденные кажутся одноли­кой массой. На деле это целый мир со сложными взаимоотно­шениями, иерархией, борьбой интересов и честолюбий.

Среди тех, кто придерживается неформальных норм по­ведения, выделяются три главные страты: "воры в законе", "фраера", "пацаны". Высшая страта преступного мира — "воры в законе". Они избираются на воровской сходке ("сходняке"), которая представляет собой своего рода законодательный орган преступников, определяющий их систему правил, утвержда­ющий воровскую этику и идеологию. "Воров в законе" сравни­тельно малое количество. По данным МВД, их было до 90-х годов около 550 человек на всю Россию. Однако влияние этой высшей "касты" очень велико, они своего рода "генералы пре­ступного мира".

Еще недавно "вор в законе" под угрозой лишения титула и вечного позора обязан был неукоснительно соблюдать тра­диции, берущие начало в прошлом веке:

  • не работать ни на воле, ни в зоне (находились такие "герои", которые отрубали себе пальцы, чтобы не брать в руки инструмент);

  • не жениться, не служить в армии;

  • не участвовать в какой бы то ни было общественной работе и художественной самодеятельности;

  • не вставать при исполнении гимна;

  • зазорно для вора было обрастать движимым и недви­ жимым имуществом — все добытое он должен был с шиком пропивать либо сдавать в "общак", откуда, оказавшись на мели, и сам мог черпать почти как с открытого банковского счета.

Теперь "воры в законе" новой формации ведут себя как хотят: покупают особняки и "Мерседесы", вместо "честного воровского промысла" идут на службу к миллионерам-теневи­кам, женятся на юных красотках, могут купить звание "вора

1 См.: Курганов С. И., Кравченко А. И. Социология для юристов. С. 66—67.

Энциклопедия преступлений и катастроф. Символика тюрем. С. 489.

242

Юридическая социология

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]