Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sotsiologia_Glazyrin.doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
2.59 Mб
Скачать

Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии

31

является плодом народного духа, развивающегося мирным путем из неких духовно-нравственных начал народного созна­ния. По его мнению, государственный и частноправовой поря­док создается в процессе борьбы индивидов и их групп, пре­следующих собственные интересы. Реальные потребности и интересы вызывают к жизни нормы права, цель которых — целесообразное регулирование отношений в обществе. Право рождается в борьбе людей за их интересы. "Где могло бы су­ществовать право, которое вышло бы не из деятельности силы и энергии индивидуалов и начала которого не терялись бы в темной глубине физической силы? Мечом основан римский мир, и меч или копье являются древнейшим символом рим­ского права", — писал Р. Иеринг1.

В изучении права он использовал сравнительный метод. Будучи противником чисто абстрактной логической юриспру­денции, Р. Иеринг считал юридические понятия продуктом оп­ределенных отношений, сложившихся в обществе.

Право для него было "срезом и участником" реальной жизни, отражающим интересы людей и их борьбу за право. "...Иеринга привлекала не спящая, а сражающаяся воля, стол­кновение воль, конфликт интересов, антагонизм сил, — пи­сал Ж. Карбонье. — В этой концепции есть что-то от Дарвина ("борьба за право" как бы скопирована с "борьбы за существо­вание") и одновременно от Бисмарка ("право — это политика силы"). Этого, разумеется, недостаточно, чтобы создать соци­ологию,- но такой реализм без иллюзии обладает хотя бы соци­ологической зрелостью. Он в какой-то мере заставил юристов почувствовать некоторую бесплодность понятийных конструк­ций, приучил их осмысливать право по преимуществу в поня­тиях интересов... Право вплетено в повседневную жизнь... Со­циологическая заслуга Иеринга в том, что он нащупал эту сто­рону права"2.

Иеринг говорил о праве уже как о социальном институ­те3. Кроме того, он полагал, что сфера уголовного наказания в истории общества по мере его поступательного развития по­степенно свертывается.

'Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития.

СПб., 1875. Ч. 1. С. 95; также см.: Ом же. Цель в праве. СПб., 1881; Он же.

Борьба за право. СПб., 1907.

2 Карбонье Ж. Юридическая социология. С. 93.

1 Там же. С. 148.

Влияние различных отраслей права на социологию, на фор-

|мирование юридической социологии неодинаково. В период ста­новления юридической социологии наиболее сильное воздей­ствие на нее оказывала уголовно-правовая наука. Уголовно-пра­вовые исследования "прививали" интерес, "вкус" к проблема­тике права социологов. Так, в опубликованном в 1764 г. труде итальянца Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях" были распространены идеи гуманистов и просветителей XVIII в. на область уголовного права и наказания преступников.

Гуманисты Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье говорили о справедливости в обществе как важнейшем способе "избавле­ния" от преступности; о том, что строгость наказания не явля­ется главным в противоборстве с ней. Широкую известность приобрел императив просветителей: "Лучше десять преступни­ков оставить безнаказанными, чем наказать одного невиновно­го". Написание этой работы потребовало от Ч. Беккариа муже­ства, так как в средневековой Европе повсеместно и безраз­дельно царили пытки во время следствия, жестокость в судах и тюрьмах, применялись наказания, которые современному человеку иначе как варварскими не представляются. Напри­мер, согласно Ордонансу Франциска I от 1534 г. лицам, приго-поренным к наказанию, должны были быть сломаны и раздроб­лены руки в двух местах, сверху и снизу, раздроблены ноги и бедра. Затем несчастного полагалось уложить на колесо лицом it небу и оставить для покаяния до его смерти. Изощренности умерщвления людей не было предела. Чтобы покарать некоего Дамьена, ранившего перочинным ножом короля Людовика XV, было устроено нечто вроде конкурса на лучшее наказание. Одни предлагали гладить преступника горячими утюгами или раздробить ему ноги; другие — повесить за ногти или раздро­бить ему пальцы; третьи — вбить ему гвозди под ногти; чет-пертые — облить его кипящим маслом и поджечь. В итоге на Дамьена надели металлические ботинки, залили них кипящую смолу, на медленном огне сожгли "виновную руку", тело рва­ли клещами, гладили утюгами, в раны вливали смолу, масло, юск и растопленный свинец. Останки Дамьена сожгли. Дом, в штором он жил, срыли до основания. Отца, жену и сына из­гнали из страны, а брату приказали сменить фамилию1.

См.:Левенсон П. Я. Беккариа и Бентам. Их жизнь и общественная дея-гольность. С. 14, 15.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]