Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sotsiologia_Glazyrin.doc
Скачиваний:
91
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
2.59 Mб
Скачать

Глава 11. Социология преступности

231

Социальное действие как протестующее насилие утвер­ждает господство индивида (или небольшой группы людей) тогда, когда оно с жесткой закономерностью уводит руково­дителя или исполнителя от регулирующего натиска в виде правовых запретов и реальных юридических санкций. Други­ми словами, в нашем примере преступление налицо, а при­менить к нему закон и наказать виновного (даже если он известен) невозможно. В подобных ситуациях категория "юри­дического преступления" оказалась неработающей практи­чески: Следовательно, мы столкнулись с принципиально но­выми жизненными обстоятельствами. Исследования показа­ли, что в любом обществе функционирует не только "юри­дическое преступление", но и "фактическое преступление", последнее пребывает как бы в тени, не существуя офици­ально.

3) Специфика "социологии преступления" состоит также и в том, что ею изучаются "фактические преступления" в от­личие от "юридической" преступности. Дадим определение "фактическому" преступлению. Оно представляет собой на­сильственные деяния индивидов, которые обрекают людей на нужду и бедствия, психические и физические страдания или преждевременную смерть, но в действующей правовой системе не значатся.

В конкретно-исторических условиях человеческой жизни наличное законодательство всегда закрепляет в конечном сче­те угодный господствующей группе (классу) правовой поря­док, формальный социальный статус официально признавае­мых общественных страт. Авторская позиция заключается в том, что новые формирующиеся классы в виде господствую­щих индивидов не могут возникнуть и утвердиться иначе, как путем "фактических преступлений", т. е. форм насилия, не урегулированных законом. ■

Отличительной чертой "фактических преступлений" яв­ляется то, что они всегда служили и служат (в исторической ретроспективе и перспективе) средством "первоначального классообразования"1. Действующим лицом в фактическом пре­ступлении выступает не обязательно должностное лицо как официальная единица в системе государственных или обще-

1 См.: Грибакина Э. Н. Социальная сфера общества, ее специфика. Екате­ринбург, 1992.

ственно-политических органов, а просто индивид, который фактически пользуется и владеет материальными благами, финансовыми средствами, людьми и т. п., т. е. руководитель-доминант1. В ряде случаев совпадение руководителя и долж­ностного лица указывает на то, что фактическое преступле­ние может возникнуть прежде всего на основе неформальных отношений между должностным лицом и исполнителем (либо между должностными лицами). Именно неформальные отно­шения (т. е. не урегулированные законом) наделяют таких ин­дивидов новыми функциями, свойствами, формируя их "осо­бую социальность".

"Особая социальность" руководителей-доминантов заяв­ляет о себе, когда они совершают следующие "фактические преступления": а) анонимное насилие; б) репрессии; в) наси­лия в "теневой экономике"; г) насильственное переселение людей.

Дадим более подробную характеристику некоторых из названных групп. Если судья, прокурор, следователь по свое­му усмотрению освобождает от ответственности либо смягчает наказание преступникам, имеющим покровителей, то они тво­рят анонимное насилие. Совокупным преступным результатом, в том числе и подобной деятельности работников правоохра­нительных органов, является жесткое закрепление тенден­ции увеличения охвата преступностью индивидов из трудя­щихся слоев. Около 80% осужденных (в разных странах) —

1 В каждом акте взаимодействия, как правило, один выполняет функ­цию руководства, другой — исполнения. Неофициальные отношения "ру­ководитель — исполнитель" мы относим к всеобщим и первичным соци­альным отношениям.

Под руководителем чаще всего понимается привычное: конкретный начальник, должностное лицо. Предлагаем стихийную, скрытую, осу­ществляемую в частных интересах неофициальную часть руководства на­звать доминированием, руководителя в этом случае — доминантой. (Тог­да формального руководителя, должностное лицо, действующего в рам­ках инструкций, закона, нельзя считать доминантой.)

Неофициальный руководитель-доминант — это тот, кто, не являясь частным собственником, практически владеет и пользуется людьми, ус­ловиями их существования, средствами к жизни или основными сред­ствами производства. У него не только нет юридического права всем этим распоряжаться, но законодательство категорически отрицает (прямо или косвенно) такую возможность. Либо отсутствуют законы, которые бы регламентировали это право. Исполнение есть деятельность, направ­ленная на точное выполнение решений руководителя.

232

Юридическая социология

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]