Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sotsiologia_Glazyrin.doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
2.59 Mб
Скачать

Глава 8. Правовое сознание и правовое поведение

167

присяжных по двум процессам1. Каждый второй из них счита­ет, что от присяжных зависит результат рассмотрения дела и что у них изменилось представление о суде присяжных пос­ле участия в процессе. Преобладающее большинство (84%) одоб­рили введение суда присяжных и более половины выказали желание вновь участвовать в нем. Четверть присяжных чув­ствовали себя полноправными участниками процесса, каждый шестой указал, что процессы были для него познавательными. Таким образом, рядовые граждане-присяжные выразили за­интересованность во введении суда присяжных. Косвен­ным подтверждением этой заинтересованности служит и та­кой факт. Ростовский областной суд за 3,5 года (1994—1997 г.) приглашал в качестве заседателей 4,5 тысячи человек. Ни один процесс из-за неявок присяжных не был сорван.

Неприятие нововведений, снисходительное, а иногда пре­небрежительное отношение к непрофессионалам со стороны обладателей специального знания мешает увидеть, что суды присяжных позволяют обнаружить и восполнить пробелы в теоретической и нормативной базе судопроизводства. Деятель­ность "судей факта" испытывает на прочность нормы уголов­ного права, проверяет их жизнеспособность, помогает быст­рее устранить отжившие нормы.

Специалисты отмечают активизацию прецедентного и до­казательного права в процессах суда присяжных2.

Для общества, граждан суд присяжных становится реа­лизацией гуманного судопроизводства. Он позволяет избавиться от карательного характера правоприменительной деятельнос­ти, постепенно переломить и обвинительную направленность сознания части юристов. Последние нередко воспринимают свою деятельность только как карательную, а не регулирующую, или же регулирующую в единственно карательном проявле­нии. Сторонники суда присяжных подчеркивают, что корни подобного сознания, ориентации на обвинение кроются в сло­жившейся обвинительной практике судопроизводства, а не только в сознании судей.

1См.: Суд присяжных: особенности функционирования и научно-педаго­ гическое обеспечение (Учебно-методический семинар) // Государство и право. 1995. № 2. С. 132.

2 См.: Золотых В. В. Суд присяжных — право на жизнь // Юридический вестник РГЭА. 1998. № 1. С. 8. ,

Таким образом, приятие и неприятие профессионалами новых форм, преобладание сопротивления им либо готовности к ним отражаются не только на состоянии профессионального сообщества, но и на обществе в целом.

Отношение к суду присяжных высвечивает и такую харак­теристику группы профессионалов-юристов, как ее менталитет. Обнаруживается кроме обвинительной направленности сознания его корпоративность, стремление отбить малейшую попытку проникновения "чужаков"-непрофессионалов на "священную зем­лю юристов". Это одна из черт правосознания юристов, которое само представляет предмет специального рассмотрения.

Правосознание профессиональных юристов как социаль­но-профессиональной группы отличается от правосознания других социальных групп, поскольку юристы прежде всех других являются носителями и выразителями права и закона. С точки зрения содержания знаний правосознание профессио­налов в любой области должно превосходить обыденное.

Но действительность не всегда совпадает с должным. Пра­вовые знания разных слоев внутри самой профессиональной группы имеют не только разное качество по их глубине, на­пример, у работников ОВД со специальным средним и выс­шим образованием, у давно и недавно окончивших юридичес­кое учебное заведение. У немалого числа сотрудников (40%) в 90-е гг. отсутствовало какое бы то ни было юридическое об­разование1, а следовательно, должный уровень профессиональ­ных знаний. В 1997 г., по данным Западно-Сибирского отдела ВНИИ МВД РФ, 50% опрошенных сотрудников ОВД хотели бы получить высшее юридическое, а каждый 5-й — среднее юридическое образование. Почти в половине случаев следствен­ных ошибок (46% изученных дел) причиной явилось отсутствие у следователя необходимых профессиональных знаний и на­выков работы. Таким образом, отсутствует одно из необходи­мых условий нормального выполнения сотрудниками ОВД своих профессиональных обязанностей, одна из основ их правомо­чий во взаимодействии с людьми. Парадоксально, что в ОВД отсутствует достаточный контроль над уровнем правовых зна­ний сотрудников, его не учитывают при аттестации, повыше­нии в звании и должности2, в то время как сами работники

1См.: Кожевников В. В. Проблемы профессионализма сотрудников орга­ нов внутренних дел // Соц. исследования. 1999. № 7. С. 57.

2 Там же.

168

Юридическая социология

ОВД (62,2%) и граждане (72%) в преобладающем большинствесчитают профессионализм и компетентность сотрудника ми­лиции одним из важнейших его качеств1. Отсутствие назван­ного качества снижает авторитет ОВД среди населения и по мнению самих милиционеров, и по мнению граждан.

Другая, не менее важная сторона профессиональных зна­ний — их соответствие меняющейся законодательной базе и реальных возможностей обновления этих знаний, особенно работниками ОВД. В исследовании В.В. Батаева 61% сотрудни­ков ОВД невысоко оценили качество еженедельно проводи­мой с ними служебной подготовки, отметили ее формальный характер. Резерв увеличения времени на углубление право­вых знаний кроется, возможно, в изменении количества и ча­стоты форм отчетности сотрудниками ОВД2.

Содержание .вопросов

Считаю полезным

Считаю полезным, но количество их надо сократить

Считаю бесполезным

1. Регулярное составле­ние личных планов ра­боты (практиковалось до 1998 г.)

22,2%

25,4%

35,7%

2. Служебные совещания по текущим вопросам

24,3%

40,5%

13%

3. Совещания по наибо­лее актуальным, ком­плексным вопросам оперативно-служеб­ной деятельности

58,9%

22,2%

3,8%

4. Контрольные проверки

21,6%

36,8%

20,5%

5. Отчеты по результа­там работы

47%

24,3%

6,5%

1Батаев В. В. Личность в социальном институте деонтического типа (в ОВД). Диссертация канд. социол. наук. Екатеринбург. 1998. С. 93. Опроше­ но 185 сотрудников ОВД Нижнего Тагила и слушателей-заочников НТССШМ, и 1192 жителя Нижнего Тагила в 1996—1997 гг.

2 Таблица приводится по книге: Батаев В. В. Личность в социальном ин­ ституте деонтического типа (в ОВД). Дисс... канд. социол. наук. Екатерин­ бург. 1998. С. 92.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]