Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sotsiologia_Glazyrin.doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
2.59 Mб
Скачать

Глава 7. Социология законодательства и правотворческий процесс 139

ние, слепое копирование тех или иных иностранных законов,не учитывающих реальные условия и российскую специфику. Новые законодательные акты нередко бездействуют. Суще­ствует острая необходимость строгого согласования соотноше­ний публичного и частного права.

5. "Фотографируется" картина состояния юридической системы права, а результаты исследований делаются достоя-=шем общественности и политиков.

Так, установлено, что законодательство современной Рос­сии характеризуется рядом позитивных черт: сняты запреты на инакомыслие, разрешены забастовки, митинги, признана эридическая, материальная ответственность государства пе­ред гражданами (жертвами политических репрессий, постра­давшими от Чернобыльской аварии), узаконена возможность возмещения морального ущерба, предоставлено право граж­данам обращаться за защитой в международный суд, установ-пен институт уполномоченного по правам человека.

Кроме положительного, в действующей системе законо­дательства социологами фиксируются и недостатки, такие как:

  • попытки урегулировать законом не относящиеся к сфе­ ре правовой регламентации отношения (например, проект ос­ нов законодательства об охране семьи, снятый с обсуждения, наделял семью как некое целое правами субъекта права, что влекло ущемление личных и имущественных прав каждого ее отдельного члена, вторгался в моральную сферу отноше­ ний);

  • расширение свободы усмотрения субъектов права;

  • поиск путей борьбы с трансформацией понятия "свобо­ да" во вседозволенность;

  • чрезмерная активность ведомств, ибо принятые законы вступают в силу после того, как ведомства издадут соответ­ ствующие инструкции (например, Закон о ветеранах, приня­ тый в 1995 г., не действует по многим положениям, так как власти на местах ждут инструкции от центральных российс­ ких органов);

  • защита пролоббированных интересов корпоративных групп в ущерб интересам других групп, да и общества в целом;

  • нередко декларативный, просветительский характер за­ конов, не снабженных санкциями и механизмом реализации.

Социологическое законодательное исследование бывает различной степени сложности. Наиболее элементарная его

140

Юридическая социология

Глава 7. Социология законодательства и правотворческий процесс 141

форма — "информационное" изучение, т. е. социологическое исследование, данные и результаты которого (они необяза­тельны для применения) могут быть использованы законодате­лем.

Так, социологические исследования показывают, что в пригородах соседи по квартирам охотно общаются между со­бой, особенно, если у них есть дети. Отсюда можно предло­жить включать соседей в комиссии по попечительству, цель которых — защита интересов малолетних, определение даль­нейшей судьбы осиротевших детей. Пока он не опровергнут последующими социологическими исследованиями, данный вывод может быть положен в основу законодательного реше­ния, в результате которого на свет появится гибкая норма, дающая судье возможность при формировании комиссии по попечительству учесть констатацию социологов.

Законодательная социология может воспользоваться и бо­лее сложными техническими процедурами, действенность ко­торых не столь непосредственна. Это моделирование и опрос мнений.

1. Моделирование. Создавая законодательную модель, со­циолог условно полагает, что она уже является законом, и исследует, какие последствия мог бы иметь такой закон. Эти модели сложны, поскольку они должны отражать не только первичные следствия, но и последующие, а также возмож­ные противодействия, переплетения последствий и т. д. Луч­шие возможности для моделирования открывают те сферы законодательства, где регламентируемые юридические явле­ния легко допускают квантификацию (подбор эмпирических эквивалентов к теоретическому понятию), например, хозяй­ственное, финансовое, семейное право (в той части, где оно сопряжено с демографией). Рассмотрим пример из сферы граж­данского права. Предположим, законодатель уравнял в наслед­ственных правах законных и внебрачных детей. Это тотчас отразилось бы на завещаниях и дарениях, уменьшило бы ко­личество добровольных признаний отцовства, внебрачную рож­даемость, сократило бы число превращений внебрачной се­мьи в законную.

Законодательную модель можно бесконечно уточнять умоз­рительным путем: логическая конструкция нередко сопровож­дается математическим уточнением, в том, конечно, случае, когда в каждое звено схемы могут быть включены достовер-

ные величины, выведенные из имеющихся цифровых денных. Однако сторонников моделей следует предостеречь от излиш­не восторженного к ним отношения. Особенно серьезную про­блему создает специфика юридических явлений, но не тех, которые сами служат объектом моделей, а скрытых, стояв­ших за другими социальными явлениями. Так, специалисты по налогообложению и экономисты оказываются вынужден­ными принять в свои модели в качестве возможных послед­ствий обман, поскольку это характерно для данной сферы отношений.

В данном случае из поля зрения ускользает то, что мо­жет быть названо пассивной неэффективностью нормы, а эта категория существенна. Когда норма призвана оказывать сти­мулирующее действие, полагают, что ее реальное примене­ние именно таково, но здесь возможны заблуждения.

Другой источник ошибок кроется в том, что, создавая мо­дель, ее авторы обычно предполагают изменение закона, ко­торый взят сам по себе, без учета того, что он включен в определенную систему норм и институтов (например, суще­ствование двух законов по аналогичным проблемам может привести к ослаблению действия каждого из них).

2. СЬиюс^общественного мнения. Этим способом можно выяснить, что ~думае'т~ йа~се"летге"тг проекте предлагаемого закона. Дело в том, что, соответствуя общественному мнению, закон имеет наибольшие шансы стать эффективным. И. Бен-там в свое время заметил, что даже деспоты чувствительны к такому доводу. Опрос общественного мнения, проводимый в национальном масштабе, равнозначен обнаружению той общей воли, которая призвана создавать закон.

Конечно, официально проведенный референдум более точно выразит общественное мнение, чем опрос референдар-ного типа, представляющий собой уменьшительную модель настоящего референдума. Очевидно и психологическое раз­личие. Респондент общается с лицом, проводящим опрос, а не находится наедине с собой в избирательной кабине, как про­исходит при референдуме. Разъяснения "за" и "против", кото­рые респондент получает при опросе, не оказывают на него такого воздействия, как избирательная кампания.

Опрос общественного мнения лишь подобие референду­ма, но конституционный референдум не может быть исполь-

142

Юридическая социология

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]