Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sotsiologia_Glazyrin.doc
Скачиваний:
91
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
2.59 Mб
Скачать

Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии

Юридическая социология

24

Особая роль в развитии политической мысли, истории права, а также в формировании социологического подхода к изучению общественных явлений принадлежит французскому юристу, политическому философу Шарлю Луи Монтескье (1689—1755). Его труд "О духе законов" (1748), имеющий ог­ромное значение в формировании идей Просвещения, можно рассматривать социологическим по духу и сути1. По мнению Ж. Карбонье, "если оставить в стороне все... замечания и выде­лить самое основное, что характеризует книгу "О духе зако­нов", то следует сказать, что перед нами уже юридическая социология, ставшая наукой"2.

Монтескье выступил за разделение и уравновешиваниеполномочий между исполнительной, законодательной и судеб­ной властями. Это учение о разделении властей сыграло зна­чительную роль в формировании философии американской и других конституций.

Шарль Монтескье считал, в отличие от многих сторонни­ков естественно-правовой теории, что существует многообра­зие обществ с различными правовыми системами, законами, традициями. Тем самым он поставил под сомнение положение о возможности создания идеального механизма для управле­ния общественной жизнью посредством одной только рацио­нальной правовой кодификации, основанной на абсолютных, неизменных постулатах естественного права3.

Монтескье рассматривал право, как и общественные отношения, через влияние на них разных факторов. По его мнению, право обусловлено формой правления, религиозны­ми воззрениями, обычаями, демографическими факторами (например, численностью населения страны) и даже клима­том, ландшафтом. Он обратил внимание на то, что "идеаль­ные" правовые документы, сочиненные без опоры на знание реального положения вещей, проблем и потребностей обще­ства, в лучшем случае будут бездействующими, а могут нанести ему и реальный урон. "Разум стал безумием, а бла­годеяние — мукой", — говорил Гете словами Мефистофеля в "Фаусте".

25

Выдающуюся роль в истории философии права и право-ной науки сыграл Иммануил Кант (1724—1804). Он сформули­ровал правовой категорический императив: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола--было со-местимо со свободой каждого, сообразно со всеобщим зако-юм"1, В нем он выразил свое представление о характере и юли права во взаимоотношениях людей в обществе. Правовой горядок создает возможность наибольшей личной свободы лю-1ей в обществе ("свобода каждого совместима со свободой всех остальных"). Философские размышления И. Канта имеют со­циальное звучание и юридическое значение. Он писал: "Вели­чайшая проблема для человеческого рода, разрешить кото­рую вынуждает его природа, — достижение всеобщего пра­вового гражданского общества. Поскольку лишь в обществе и именно в таком, в котором наличествует величайшая свобода, а значит, и постоянный антагонизм между его членами и все же самым точным образом определены и сохраняются грани­цы этой свободы в той мере, в которой она могла бы сочетаться со свободой других, постольку лишь в этом обществе может быть осуществлен высший замысел природы — развитие всех природных задатков, вложенных в человечество"2. Великий философ замечает, что именно в силу этих причин (постоян­ного антагонизма индивидов и сочетания свободы человека со свободой других) необходимо определение и сохранение гра­ниц свободы.

Комментируя данные высказывания, С. С. Алексеев отме­чает, что определение и сохранение границ свободы в обще­стве является самой главной, решающей идеей в правовой философии И. Канта, а границы свободы может дать только позитивное право3. Именно оно оказывается тем нормативно-ценностным регулятором, свойства которого отвечают соци­альным потребностям раскрытия потенциала свободной лично­сти и одновременно устраняют негатив постоянного антаго­низма. Таким образом, практическая сторона кантовской пра­вовой философии заключается в том, что в социальной жизни свобода обусловливается позитивным правом. "Определяющая

1 См.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 33-; Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. СПб., 1903. С. 7.

2 Карбонъе Ж. Юридическая социология. С. 80.

См.: Аннерс Э. История европейского права. С. 296.

1 Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического

разума. Метафизика нравов. СПб., 1995. С. 286.

1 Кант И. Соч. в 4 т. М., 1964. Т. 1. С. 95.

' См.: Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. С. 91.

Юридическая социология

роль — не в смысле ущемления, лимитации свободы, а в при­дании ей необходимого качества, при котором простор для человеческой активности согласуется с разумом, духовными ценностями и — что не менее важно — с активностью всех других людей, всего человеческого сообщества"1.

Существенное обновление и развитие теоретических по­ложений в области права, государства связано с творчеством Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831). "Философия права" Гегеля содействовала широкому распространению впер­вые использованного немецким юристом Г. Гуго этого терми­на и утверждению философского направления в изучении права в гуманитарных науках и юриспруденции.

Согласно Гегелю прогресс осуществляется в наличном (со­циальном) бытии именно как правовой прогресс2, а в отноше­нии становления свободы индивидов фиксируются историчес­кие ступени: "свободен один", "свободны некоторые", "сво­бодны все". "Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны"3. Суть всемирной истории, по Гегелю, — это прогресс и развертывание свобо­ды; мерилом прогресса является мера осознания человеком своей свободы и реализации последней в общественной, в ча­стности, в государственно-правовой практике.

Английский философ, публицист Иеремия Вентам (1748— 1832) известен своими идеями утилитаризма. В течение всего своего научного пути он стремился обновить дух законода­тельства, истинную цель которого видел в пользе и счастье людей. Бентам был убежден в несостоятельности метафизи­ческих представлений о праве. Он решил построить филосо­фию права на основе опыта, провозгласив пользу верховным принципом, которым должен руководствоваться законодатель и который дан человеку во врожденных чувствах удовольствия и страдания. К первому человек стремится, второго избегает. Польза, по убеждению Бентама, уравновешивает разнообраз­ные интересы, служит сильнейшим стимулом самосохранения общественной жизни и лучшим мерилом человеческих побуж­дений.

27

Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии

Исходя из этих основных теоретических посылок, он при­ходит к заключению, что дурные поступки отчасти ложатся на совесть человека, а отчасти на общество, окружающую жизненную среду. "А выходя из такой точки зрения, законода­тельство должно заботиться более о предупреждении пре­ступлений, нежели о карании их; оно должно более исправ­лять, нежели уничтожать. С другой стороны, законодатель­ство должно употребить все средства, чтобы создать наилуч­шие условия для возможного счастья большинства"1. Возмож­но большая сумма счастья для возможно большего числа лю­дей — вот конечная цель государства, по Бентаму, которую можно достичь, используя три направления права: гражданс­кое и уголовное законодательства и конституцию.

Глубоко убежденный, что лишь его научная система мо­жет водворить всеобщее благоденствие на Земле, и горя стра­стным желанием служить человечеству, он обращается к пра-иительствам разных стран, предлагая свои услуги в написании законодательных проектов. Его деятельность привлекла внима­ние как во Франции, России, Северной Америке, так и в его родной Англии. Однако обсуждаемые в парламенте его идеи и лаконодательные проекты всегда отвергались. Так, не были приняты разработанные им проекты избирательной реформы, проект поноптикона (в последнем случае предпочтение было отдано пенитенциарной системе Джона Говарда), а также его предложения относительно реформы шотландских судов.

Применив понятие полезности к законодательству (граж­данскому, уголовному, конституционному) и соотнеся пользу со справедливостью, он осуществил "переход" от факта к пра­ву2. По его мнению, польза измерима, а следовательно, изме­рима и законодательная работа, нужно лишь изучить, какие последствия в обществе вызывает введение нового закона. Из предполагаемого позитивного результата реформы следует пычесть те "недовольства", к которым она может привести. Эти потенциальные "недовольства" измеряют с помощью та­ких показателей, как число недовольных, степень их влия­тельности, размеры недовольства3.

1 Алексеев С. С. Философия права. С. 91.

2 Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996. С. 39—40.

3 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С. 147.

' Цит. по: Энциклопедический словарь СПб., 1891. Т. 3. С. 456. ' См.: Карбонье Ж. Юридическая социология. С. 94.

' См.: Бентам И. О государстве. СПб., 1860; Он же. Введение в становле­ние нравственности законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные начала уголовного кодекса. СПб., 1867.

28

Юридическая социология

Бентам разработал концепцию нового уголовного и граж­данского законодательства, предложил практические меры воздействия на преступность и проект "идеальной" тюрьмы — поноптикона, выступил с идеей отмены смертной казни. Бен­там "для политики и морали сделал то, что Бекон для есте­ственных наук. Влияние И. Бентама на законодательство та­кое же, как А. Смита на политическую экономию"1.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]