Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sotsiologia_Glazyrin.doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
2.59 Mб
Скачать

Глава 3. Социологический подход к праву в России

Исследуя вопросы о том, как устанавливается сильноесостояние коллективного сознания и почему учитываются акты, задевающие сознание группы, но не принимаются во внима­ние акты оскорбления коллективом индивида, он приходит к заключению, что общество с его правовым укладом может само казаться преступником всем опередившим "средний уро­вень и шаблоны общества", в том числе и отдельному индиви­ду. Сорокин утверждает, что "нельзя признаки класса "пре­ступных актов" искать вне психики. "Преступным" может быть тот или иной акт не сам по себе, а лишь, в том случае, когда в психическом переживании кого-нибудь он квалифицируется как преступный"1. Этим кем-нибудь может быть и отдельный ин-;ивид, и целая группа лиц (клан, род, семья, церковь, науч-

1ное общество, государство), осознающих и переживающих совпадение либо несовпадение актов с дозволенно-должным лаблоном поведения, принятым данной группой, обществом,

1НДИВИДОМ.

Таким образом, преступление П. А. Сорокин определяет в jyxe Л. И. Петражицкого как переживание по поводу нару-1енного должно-дозволенного. Сами по себе действия, акты че являются преступлениями или добродетельными поступка­ми: "один и тот же акт в одной и той же группе может быть и феступлением и подвигом, в зависимости от того, какие пе-эеживания он возбуждал в индивиде..."2 Но от чего зависит переживание нарушения должно-дозволенного? Оно возника­ет в том случае, когда должно-дозволенное поведение стало привычкой и большинство индивидов стихийно следует ей. За нарушение должно-дозволенных шаблонов поведения полага­ется наказание, которое П. А. Сорокин в бихевиористском духе называет реакцией.

Преступное поведение тоже представляет собой опреде-1енные шаблоны, которые являются "продуктом социальных отношений", поскольку "преступник составляет также часть данного общества"3.

Сорокин делает вывод, что абсолютного критерия опре­деления преступного характера того или иного действия нет. Социальная действительность очень сложна. То, что в одних

'Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. С. 73. 2 Там же. С. 74. 1 Там же. С. 106.

68

Юридическая социология

пава 3. Социологический подход к праву в России

69

условиях для определенных индивидов и будет нарушением дозволенно-должного, в других условиях и для других (или для тех же) людей не будет таковым.

Итак, критерий преступности деяний П. А. Сорокин свя­зывает с социальным контекстом. И преступник, и те, кто счи­тают его таковым, порождены определенным обществом, кон­кретными социальными отношениями. Разные индивиды, при­надлежащие разным социальным группам, разные группы будут испытывать различные переживания по поводу запре­щенных актов поведения. "В каждом обществе уголовные нор­мы защищают не всех его членов, а только определенную часть, или, иначе говоря, в каждом обществе шаблоны пове­дения у различных его частей различны, в силу чего и возни­кают сами преступления и наказания"1.

Можно (не без основания) упрекнуть Сорокина в чрез­мерной психологизации критерия преступности, что наводит на мысль о возможном произвольном толковании тех или иных действий социальных субъектов: отдельных индивидов, групп. Но вместе с тем работа П. А. Сорокина "Преступление и кара, подвиг и награда..." показывает, что в обществе существуют разные оценки взаимодействий, подпадающих под действие права, в данном случае — уголовного права. Именно эти оцен­ки интересуют социологию. В названном произведении П. А. Со­рокин обращается к проблеме наказания, кары за нарушение дозволенно-должного шаблона поведения, влияния кар и на­град на поведение человека. Социальная роль санкций (кар и наград) заключается в "дрессировке" индивидов, приучении их к выполнению должных и рекомендованных моделей пове­дения. Награды и наказания — разновидность желательных и нежелательных последствий совершаемых человеком действий. Индивид всегда представляет возможные последствия своих поступков, и это заставляет его совершать действия или воз­держиваться от них.

Он уверен, что длительное соприкосновение с каратель­но-наградным давлением меняет отношение к нему субъектов социального взаимодействия. Например, люди поначалу могут отказываться от мести при сильном мотивационном действии кары. При последующем неоднократном повторении этого воз­держания "оно само станет привычкой и не нужно будет ни-

какого закона и кары, чтобы это воздержание продолжало существовать"1. Сформировавшаяся привычка сделает давле­ние излишним, дозволенно-должное и рекомендуемое пове­дение станет привычной нормой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]