Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Линда Джуэлл Индустриально-организационная псих....doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
15.84 Mб
Скачать

Пол лидерства

На протяжении всей истории проявления формального интереса к лидерству ни одну характеристику не связывали более тесно с представлением большинства людей о настоящем лидере, чем маскулинность (например, Lord, DeVader & Alliger, 1986; Schein, 1973). Анализы ответов на вопросы, касающиеся восприятия мужчин, жен­щин и удачливых управленцев, обычно приносят один и тот же результат: мужчин в целом описывают как более соответствующих образу удачливого управленца, чем женщин.

Возможно, приведенные данные понять будет не столь уж трудно, если вспом­нить, что в США на протяжении долгого времени управленцами были одни мужчи­ны. Однако в последние несколько десятилетий произошли серьезные изменения. Поэтому вполне естественно, что, когда в конце 1980-х гг. Хейлмен и ее коллеги-ис­следователи решили повторить ряд исследований «пола лидерства», они рассчиты­вали обнаружить меньше различий в воспринимаемой связи между полом и эффек­тивностью управления (Heilman, Block, Martell & Simon, 1989). Эти исследователи

полагали, что перемены в социальной и правовой сферах должны были помочь жен­щинам сделать шаги в сторону обретения равных прав, а также равных возможностей в трудовой деятельности.

Они ошибались. Удачливых управленцев больше соотносят в целом с мужчина­ми, чем с женщинами, когда речь идет об их лидерских способностях, уверенности в себе, желании руководить и о почти 50 других качествах. Удачливых управленцев больше соотносят в целом с женщинами, чем с мужчинами, если дело касается лю­бознательности, готовности помочь, интуиции, творческих способностей, аккуратно­сти, понимании чувств других людей и меньшей грубости. Испытуемыми в исследо­вании были исключительно мужчины, но общая картина не претерпевает существен­ных изменений, когда в исследования включают женщин.

Некоторые исследователи обнаруживают, что женщины более не придерживают­ся стереотипных представлений об управленцах (например, Norris & Wylie, 1995), но во многих исследованиях старая модель продолжает иметь место. Фейдженсон (Fagenson, 1990) сообщает, что и мужчины, и женщины, занимающие в корпорациях высшие руководящие должности, оценивают себя в более маскулинных терминах, чем те, кто находится на более низких должностях. Феномен «руководитель читай как мужчина» не только устойчив, но и широко распространен, он выявлен среди муж­чин и женщин в Германии, Великобритании, Японии и Китае, а также в США (Schein, Mueller, Lituchy & Liu, 1996).

Данные исследований, касающиеся того, как лидеры ведут себя (в отличие от того, как они должны выглядеть), кажутся на первый взгляд противоречивыми. В одних случаях мужчины определенно ведут себя так, что это помогает им становиться лиде­рами чаще, чем женщинам, но в других случаях различия отсутствуют. Эта непосле­довательность результатов может быть объяснена различными условиями исследо­ваний. В типичных лабораторных условиях Мужчины чаще, чем женщины, домини­руют (становятся лидерами) в малых группах, которые образуются для того, чтобы выполнить специальное задание за короткий отрезок времени. В реальных организа­циях, однако, мужчины и женщины, оказывающиеся удачливыми руководителями, по-видимому, скорее имеют между собой больше общего, чем различий (Eagly & Joh­nson, 1990; Powell, 1988).

Лабораторный эксперимент — см. стр. 48.

Несмотря на большую схожесть поведения удачливых управленцев, исследова­ния также выявляют различия в том, как ведут себя мужчины и женщины, занимаю­щие руководящие должности. Многие специалисты, изучающие лидерство, считают, что эти различия очень важны для эффективного функционирования организации. Роузнер (Rosener, 1990, 1995) указывает, что женщины более склонны прибегать к интерактивному лидерству, побуждать подчиненных к участию, делиться властью и информацией, добиваться, чтобы другие выше ценили себя и испытывали радость от своей работы. Этот иной стиль руководства, утверждает она, скорее окажется эффек­тивным в современных организациях, в которых отдается все большее предпочтение коллективной работе и росту подчиненных перед традиционными авторитарными методами.

Мнение Роузнер в определенной мере подтверждается одним интересным иссле­дованием манеры поведения лидеров, занимающих самые высокие посты. Эдлер (Adler, 1996) обнаружил, что женщины, стоящие во главе различных стран мира, стре­мятся свести к минимуму иерархию, использовать внутренние процессы с целью

достижения консенсуса и делают акцент на создании единой команды. Но даже в ру­тинной, повседневной деятельности на менее высоком уровне женщины-руководи­тели часто ведут себя иначе и проявляют большее терпение к различным помехам и неделовой активности, чем мужчины. Принимая на себя роль лидера, они чаще ис­пользуют интерактивный процесс, а не одностороннюю передачу какой-то точки зре­ния (Helgesen, 1990).

Возможно, женщины чаще, чем мужчины, обладают талантом осуществлять руко­водство, и стиль их лидерства подходит для некоторых ситуаций лучше, чем тради­ционные альтернативные методы, но часто бывает трудно доказать его эффективность. Как было замечено, многие люди, возможно большинство, всегда ожидают, что их лидеры будут вести себя в такой манере, которая является типично мускулинной. К сожалению, те же самые люди, скорее всего, невысоко оценят женщину, которая попытается руководить в этом маскулинном стиле (например, Eagly, Makhijani & Klonsky, 1992).

И мужчины и женщины часто реагируют негативно, когда женщины пытаются вести разговор в наступательной манере или демонстрируют высоту своего положения. Однако именно такого поведения ожидают от людей, которые должны убедить или повлиять на кого-то (Adler, 1993). Рейджинс (Ragins (1989, 1991) считает, что все дело в обладании властью, а не в половой принадлежности. Эффективность действий управленцев мужчин и женщин, обладающих одинаковой властью, оценивается их подчиненными одинаково; однако в большинстве организаций мужчины имеют намного больший доступ к властным должностям, в то время как «для женщин путь во власть напоминает полосу препятствий» (Ragins & Sundstrom, 1989, стр. 51).

Подводя итог, можно сказать: не должны вызывать удивление данные исследова­ний, показывающие, что женщины и мужчины, успешно управляющие производством, ведут себя очень схожим образом. Наше общество ценит одни модели поведения сво­их лидеров больше, чем другие, и эти модели поведения почти единодушно связывают с маскулинностью. Чтобы занять высшие посты в большинстве организаций, че­ловек (мужчина или женщина) должен вести себя в соответствии с этими ценностя­ми, тем самым увековечивая этот стиль.