Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sommerz_Rita_-_Klinicheskoe_intervyuirovanie.pdf
Скачиваний:
303
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
32.68 Mб
Скачать

Глава 9. Диагностика суицидальности

407

умудрялись повеситься на наволочке или вскрыть себе вены куском пивной банки. Возможно, эти люди не имели тщательно разработанных планов са­ моубийства, однако для достижения своей цели они использовали любые подручные средства. Сказать, что у таких индивидов есть намерение покон­ чить с собой, будет преуменьшением. Они отчаянно ищут смерти.

Суицидальное намерение можно оценить как отсутствующее, слабое, умеренное или сильное. Однако в отличие от субъективного рейтинга на­ строения, о котором мы упоминали выше, предлагать клиентам оценить свое суицидальное намерение обычно бесполезно. Если у них сильное на­ мерение, они, скорее всего, не станут в этом признаваться, чтобы избежать госпитализации. Суицидальное намерение диагностируется на основе ана­ лиза суицидального плана, суицидальных попыток в прошлом и поведения в целом. Чем сильнее намерение, тем выше суицидальный риск (см. табл. 9.1, в которой характеризуются суицидальные намерения различ­ ных уровней, а также врезку “От теории к практике 9.2” с контрольной таблицей всесторонней диагностики суицидальности).

Таблица 9.1. Диагностика суицидального намерения клиента

Отсутствует. Суицидальных мыслей или планов нет.

Слабое. Возникают суицидальные мысли, однако нет конкретных суицидальных планов. Наблюдаются отдельные факторы риска.

Умеренное. Присутствуют суицидальные мысли, есть общий суицидальный план. Самоконтроль не нарушен; клиент может назвать несколько “причин, по которым стоит жить” и не “намерен” покончить с собой. Имеется несколько факторов риска.

Сильное. Суицидальные мысли появляются часто и носят интенсивный характер. Суицидальный план продуман детально и в случае реализации приведет к летальному исходу. Средства выполнения плана доступны, а ресурсов помощи

недостаточно. Самоконтроль под вопросом, однако клиент не имеет “желания” покончить с собой; намерение кажется невыраженным. Могут присутствовать многочисленные факторы риска.

Чрезвычайное. Те же характеристики, что и в предыдущем пункте, за исключением того, что клиент явно выражает намерение покончить с собой при первой же возможности. Обычно присутствуют многочисленные факторы риска.

КРИЗИСНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРИ РАБОТЕ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ КЛИЕНТАМИ

Упомянутые ниже принципы хотя и не гарантируют 100-процентного ус­ пеха, но дают основное представление о том, как интервьюер должен вести себя и обращаться с клиентом в случае суицидального кризиса. Эти принципы

408 Часть III. Структурирование и оценка

согласуются с рекомендацией Э. Шнейдмана терапистам, работающим с суи­ цидальными клиентами: “Ослабьте боль, уберите шоры, снимите напряже­ ние, — все три пункта, хоть в какой-то мере” (Shneidman, 1996, р. 139).

Слушание и эмпатия

Первое правило терапевтического подхода к суицидальным клиентам — внимательно прислушиваться к их мыслям и чувствам. Часто суицидальные клиенты чувствуют себя одинокими, поэтому крайне необходимо устано­ вить с ними эмоциональный контакт. Возможно, никогда прежде они от­ крыто не обсуждали свои депрессивные или суицидальные мысли с други­ ми людьми. Поэтому вам нужно дать суицидальным клиентам понять, что вы действительно понимаете их отчаяние и боль (Shneidman, 1980, 1996).

Разумеется, при сообщении клиента о своих суицидальных наклонно­ стях вам следует удерживаться от выражения шока или удивления. Это лег­ че сказать, чем сделать, но вы должны говорить о мыслях и чувствах кли­ ента в деловой манере. Это покажет клиентам, что вы уже сталкивались с подобными проблемами, и поможет им успокоиться, — они поймут, что и другие люди переживают подобное. Некоторые ситуации, возможно, по­ требуют от вас открытой поддержки и утешения, и даже уверений в том, что суицидальные импульсы могут быть естественной реакцией. Можно, например, сказать следующее:

“Вы рассказали о некоторых трудностях, которые в последнее время ис­ пытываете: вы расстались с женой, потеряли работу, стали болеть. Нет ничего странного в том, что вы стали задумываться о самоубийстве. Многие люди в подобной ситуации задумались бы о том, стоит ли жить такой жизнью”.

Установление терапевтических отношений

Кроме демонстрации своей эмпатии вам следует также работать над уста­ новлением терапевтических отношений. Оберегать жизнь — ваша профессио­ нальная обязанность. Не ослабляя эмпатии, объясните клиенту свою позицию.

“Сейчас вам, вероятно, кажется, что в жизни нет ничего хорошего, но хочу вас заверить, что положение вещей может измениться и, вероятно, обяза­ тельно изменится к лучшему. То, что почти все люди, заболевшие депресси­ ей, выздоравливают и чувствуют себя намного лучше, — факт. И вы можете ускорить процесс выздоровления, выполняя рекомендации тераписта”.

Исследования показывают, что людям в состоянии депрессии, психо­ логического или эмоционального дискомфорта трудно вспоминать о пози­

Глава 9. Диагностика суицидальности

409

тивных событиях или эмоциях (Blanely, 1986; Clark & Teasdale, 1982; Eich, 1989). Вы можете помочь клиентам сосредоточиться на приятных, радост­ ных событиях или позитивном эмоциональном опыте прошлого, не забы­ вая об эмпатии и учитывая тот факт, что большинству депрессивных и суи­ цидальных клиентов трудно вспомнить что-либо хорошее.

С другой стороны, при работе с депрессивными и суицидальными кли­ ентами многие интервьюеры слишком часто зацикливаются на негативе, обращают внимание прежде всего на проблемы (Sommers-Flanagan, Rothman, & Schwenkler, 2000). Это говорит о том, как важно во время интер­ вьюирования суицидальных клиентов упоминать об имеющихся ресурсах, сильных сторонах клиентов, причинах, по которым стоит выбрать жизнь. Самое меньшее, чего вы сможете этим добиться, — возможность дальнейшей диагностики уровня суицидальности и глубины депрессии. Они проявятся в реакции клиента на ваши попытки задать положительный тон интервью.

Наконец, суицидальным клиентам может быть трудно сосредоточиться на том, что вы говорите. Работая с депрессивными и суицидальными клиентами, говорите неторопливо и четко, время от времени повторяя ключевые фразы.

Определение альтернатив суициду

Основное психическое расстройство при суициде заключается в патоло­ гическом сужении поля сознания, называемом констрикцией, которое проявляется в видении только двух возможностей: либо чего-то болез­ ненно неудовлетворительного, либо прекращения жизни (Shneidman, 1984, р. 320-321).

Суицид — это фактически альтернатива жизни. Бесполезно рассуждать

склиентами о философской приемлемости суицида как поступка. (Мы лично

вэтом убедились.) Вместо того чтобы спорить с клиентами о том, следует или не следует совершать самоубийство, помогите им определить другие альтернативы.

Подведите клиента к вопросу: “Стоит ли совершать самоубийство имен­ но сейчас?” Убедите его, что нет необходимости торопиться. Можно вер­ нуться к варианту самоубийства позже, когда будут исчерпаны другие жиз­ ненные резервы. Поскольку суицид ведет к необратимому прекращению жизни и не оставляет возможности прибегнуть к другим средствам после его совершения, сначала нужно испробовать все прочие средства. Самое главное в этом методе то, что если вы заставите клиента вновь обрести ин­ терес к жизни, естественные положительные следствия этой перемены ос­ лабят желание покончить с собой.

Обычно для суицидальных клиентов характерна психическая констрикция. Они не могут найти альтернативу суициду. Как считает Э. Шнейдман

410 Часть III. Структурирование и оценка

(Shneidman, 1984, р. 310), следует помочь клиенту расширить “поле зрения” жизненных альтернатив. Клиенты должны избавиться от психических “шор” и увидеть, что суицид — не единственный выход из трудной ситуа­ ции, в которой они оказались.

Э. Шнейдман (Shneidman, 1980) описывает случай, когда он обсуждал список возможных действий с беременной девушкой-подростком, чтобы снять ее “психические шоры”. Это пример практического подхода, который поможет укрепить терапевтические отношения с клиентом и в то же время расширить его сознание. Возьмите карандаш, бумагу и подумайте над воз­ можными действиями, которые можно предпринять в случае конкретной жизненной дилеммы. Помогите клиенту внести свой вклад в составление списка, но будьте готовы выступить с достаточным количеством своих предложений. После того как в список внесены все возможные варианты, попросите клиента расположить их в зависимости от предпочтительности. Всегда остается возможность того, что клиент все-таки остановится на са­ моубийстве как лучшей альтернативе (что дает вам чрезвычайно важную диагностическую информацию). С другой стороны, поистине удивительно, как часто суицидальные клиенты находят другие, более предпочтительные варианты с помощью метода Шнейдмана.

Отделение психической боли от “Я”

Дж. Розенберг (Rosenberg, 1999, 2000) описала эффективный метод ког­ нитивного рефрейминга для использования при работе с суицидальными клиентами. Она утверждает: “Психотерапевт может помочь клиенту понять, что то, чего он на самом деле хочет, это уничтожение ощущения невыно­ симой боли, а не уничтожение себя” (Rosenberg, 1999, р. 86). Эта техника может помочь суицидальным клиентам, поскольку обеспечивает долго­ жданное сочувствие к их психическим страданиям и в то же время помога­ ет им понять, что они желают прекратить боль, а не жизнь.

Дж. Розенберг рекомендует психотерапевтам помогать клиентам, пере­ осмысливая значение фразы “суицидальное состояние”. Она говорит, что клиентам полезно воспринимать свои суицидальные мысли и импульсы как сообщения об интенсивности их чувств, а не “действительное намерение предпринять какие-либо действия(ibid.). Опять-таки, такой метод вмеша­ тельства при работе с суицидальными клиентами может снизить потреб­ ность клиента реализовать суицидальные импульсы — отчасти благодаря изящному рефреймингу, отчасти благодаря эмпатии тераписта.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]