Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sommerz_Rita_-_Klinicheskoe_intervyuirovanie.pdf
Скачиваний:
303
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
32.68 Mб
Скачать

536 Часть IV. Клиническое интервьюирование отдельных категорий клиентов

ятное впечатление то, что члены семьи говорили открыто и умели ясно выразить свои мысли. Затем интервьюер заметила, что девочка сбросила туфлю и босой ногой гладит ногу своего отца. Отец как бы не замечал этих действий, и дочь тоже не пыталась привлечь к этому внимание.

Излишне говорить, что подобное поведение не похоже на обычные от­ ношения между отцом и дочерью на приемном интервью. Это дало клини­ ческому интервьюеру повод думать, что за всем этим кроется нечто боль­ шее, чем казалось на первый взгляд. Пока клинический интервьюер не установила прочных отношений с семьей, не разобралась в происходящих в ней процессах, говорить вслух о странных отношениях отца и дочери было преждевременно. Однако наблюдения клинического интервьюера заставили ее обратить более пристальное внимание на потенциальные проблемные сферы. В соответствии с теоретической ориентацией своего супервизора она решила, что ей нужно будет встретиться с членами семьи индивидуаль­ но или, возможно, поговорить с мужем и дочерью, мужем и женой, чтобы понять отношения между членами семьи и причины этих отношений.

Основной этап

Основная часть клинического интервью при работе с семьями или пара­ ми, как и начальный этап, во многом определяется теоретической ориента­ цией интервьюера. Выслушав жалобы клиентов, клинический интервьюер начинает выяснять основные чувства, мысли и особенности поведения, связанные с проблемными сферами. Однако перед тем как переходить к более глубокому изучению этих сфер, уместно объяснить клиентам, ка­ кими принципами вы руководствуетесь в своей работе, включая использо­ вание определенных техник (например, необходимость выслушать каждого члена семьи, домашние задания, опросники, использование навыков слу­ шания и т.д.). Очень важно оценивать готовность каждого члена семьи уча­ ствовать в терапевтическом процессе и сотрудничать с вами.

Теоретическая ориентация при работе с парами

Существует множество различных подходов к работе с парами. Некоторые из них основаны на традиционных концепциях психотерапии, другие больше ориентированы на определенные навыки или ценности (например, сексуальная психотерапия для достижения более эффективного сексуального функциони­ рования или, наоборот, психотерапия супружеских отношений, базирующая­ ся на определенной религиозной системе). Приведем некоторые примеры.

Глава 12. Клиническое интервьюирование пар и семей

537

Тераписты бихевиористической ориентации систематически выясняют на­ личие желательных и нежелательных моделей поведения в контексте пары. Они подчеркивают, что пары, которые оценивают свои отношения как пози­ тивные и удовлетворительные, обычно сообщают о более частых взаимно при­ ятных и желательных интеракциях (Jacobson, 1996). Однако при оценке взаим­ ных ожиданий бихевиористы действуют очень осторожно. Если партнеров просто спросить о том, что они хотели бы чаще получать друг от друга, то со­ вокупность этих желаний может рассматриваться лишь как расширенный спи­ сок супружеских или партнерских требований. Вместо этого бихевиористы сна­ чала осведомляются у одного партнера, что, по его мнению, он может или хочет сделать для другого партнера (чтобы это воспринималось другим партнером как желаемое). Акцент на определенных моделях поведения, которые каждый партнер хотел бы использовать чаще, устраняет оттенок требовательности при выяснении взаимно желательных или приятных моделей поведения.

Когнитивные терапевты распространили свою философию психотерапии и на сферу консультирования пар (Ваисот & Epstein, 1990; Ellis, Sichel, Yeager, DiMattia, & DiGiuseppe, 1989). Когнитивный подход подчеркивает важность некоторых или всех приведенных ниже когнитивных переменных при моделировании взаимоотношений супругов или партнеров.

1.Восприятие того, какое событие происходит.

2.Осознание того, почему происходит это событие.

3.Ожидание или прогнозирование того, какое событие произойдет.

4.Допущения относительно сущности мира и связи событий.

5.Убеждения или требования относительно того, каким мир должен

быть (адаптировано из: Ваисот & Epstein, 1990, р. 47-90).

Соответственно, с точки зрения когнитивного терапевта, многое из того, что происходит на основном этапе клинического интервьюирования пары, включает ознакомление и активную оценку роли мыслей в возникновении и моделировании конфликта между партнерами.

Терапия улучшения отношений (Guemey, 1977) во многом опирается на лич­ ностно-ориентированную теорию Карла Роджерса. При работе над улучшением отношений основной акцент делается на обучении партнеров навыкам слуша­ ния, которые очень близки профессиональным навыкам, используемым лично- стно-ориентированными терапевтами. В некоторых разновидностях терапии пар присутствуют концепции и термины юнговской теории, включая имаготерапию отношений (Hendrix, 1988) и диалоготерапию (Young-Eisendrath, 1993).

Эти и некоторые другие виды терапии подразумевают, по крайней мере в ка- кой-то степени, обучение партнеров коммуникативным навыкам. На основном

538 Часть IV. Клиническое интервьюирование отдельных категорий клиентов

этапе интервью терапевт с коммуникативной ориентацией может начать обу­ чение пар навыкам слушания и дать каждому партнеру возможность приме­ нить несколько простых перефразировок, чтобы продемонстрировать эффек­ тивность этих навыков (Bornstein & Bornstein, 1986). Клинический интервьюер может дать парам домашнее задание, чтобы каждый из партнеров мог по­ практиковаться в коммуникативных навыках.

Обычный вопрос, который часто затрагивается при объяснении комму­ никативных навыков, заключается в том, к кому должны быть обращены слова клиентов во время интервью. Клиенты зачастую начинают обсуждать свои проблемы и конфликты непосредственно с интервьюером, иногда от­ кровенно игнорируя при этом второго партнера. Хотя это может быть есте­ ственным явлением, тераписты, подчеркивающие важность обучения ком­ муникативным навыкам, часто говорят клиентам примерно следующее.

“Я знаю, что это может показаться вам странным, но я хочу, чтобы большую часть времени в этом кабинете вы говорили друг с другом. Другими словами, вместо того чтобы обращаться ко мне, обращайтесь друг к другу. Рассказы­ вая о чем-либо таком, что имеет отношение к вам обоим, вы должны смотреть друг на друга и говорить друг с другом. Моя задача — вмешивать­ ся, когда это необходимо, и корректировать ваше общение, и лучше всего у меня это получится, когда я буду наблюдать за вашим разговором”.

Но даже после подобного инструктажа некоторые партнеры продолжают часто обращаться к интервьюеру, чтобы сделать подобные заявления:

“Я просто не знаю, как можно определить, хочет ли он вообще со мной разговаривать. Я прихожу домой, а он говорит: “Привет”, — и это все. Поэтому я чувствую себя такой одинокой”.

В рамках коммуникативного подхода вмешательство клинического ин­ тервьюера часто звучит так:

“Я хотел бы, чтобы вы повернулись к Барни и сказали ему то же, что сказали мне. Только на этот раз обращайтесь к Барни”.

Этим интервьюер дает партнерам понять, что для Бетти и Барни важнее научиться полноценному и нормальному общению друг с другом, чем об­ щению с ним (ibid.).

И наоборот, тераписты, приверженные психоаналитическим принципам либо теории объектных отношений, формулируют проблемы в терминах индивидуальной психопатологии. Соответственно, они могут вообще не считать совместную терапию партнеров приемлемой формой для решения конфликта. Например, X. Стрин пишет: “В большинстве случаев, но далеко не во всех, психодинамически ориентированные терапевты отдавали пред­

Глава 12. Клиническое интервьюирование пар и семей

539

почтение индивидуальной долгосрочной терапии для устранения супруже­ ского конфликта” (Strean, 1985, р. 69). Поэтому, каким бы странным это ни казалось, некоторые клиницисты с психоаналитической ориентацией счи­ тают терапию пар малоэффективной. Они считают, что психологически здоровые отношения между индивидами определяются психологическим здоровьем индивидов. Поэтому, по их мнению, в данном случае следует проводить индивидуальную терапию с партнером или партнерами.

Список подходов к супружеской терапии или терапии пар отнюдь не ограничивается этими примерами. Существует множество других подходов (Gurman & Jacobson, 2002). Чтобы должным образом разобраться в этих подходах, вам нужно обратиться к первоисточникам и пройти специальное обучение. Пособия для начинающих и более углубленные изыскания упо­ минаются в разделе “Рекомендуемая литература” в конце этой главы.

Теоретическая ориентация при работе с семьями

Цитата из работы Льюиса Томаса The Lives of a Cell, вошедшая в книгу Family Therapy Techniques, удачно отражает теоретическую ориентацию, ко­ торая служит фундаментом основной части семейной терапии: “У живых существ есть тенденция объединяться, устанавливать связи, жить внутри друг друга, возвращаться к исходному порядку, приживаться там, где толь­ ко это возможно. Так живет весь мир” (Minuchin & Fishman, 1981, p. 147).

Большинство школ семейной терапии — порождение системного (Golden­ berg & Goldenberg, 2000) или экологического (Brofenbrenner, 1979, 1986) подхо­ дов. Эти подходы, хотя и очень близки между собой, радикально отличаются от взгляда на консультирование как процесс излечения или устранения пато­ логий индивида или даже всей семьи. Контекст, в котором проявляется дис­ функция, считается настолько же важным, как и сама дисфункция, а зачас­ тую даже более важным. От символьно-эмпирической семейной терапии К. Уайтекера ( Whitaker & Bumberry, 1988) до системной теории семьи и брака М. Боуэна (Bowen, 1976) с ее концепциями дифференциации6 и трансгенерацион­

6 Имеется в виду дифференциация мыслей человека от его же эмоций и его самого от других. Те вступающие в брак пары, которые недостаточно эмоционально зрелые, пред­ расположены к переживанию более трудных времен в своих супружеских отношениях. При наличии большого количества проблем в браке менее зрелые партнеры проявляют бо­ лее высокую степень эмоционального слияния (недифференцированной эмоциональной бли­ зости) или обособленности (стремления к психологическому или физическому уедине­ нию); они не смогли благополучно отделить себя от родительских семей и не сформировали устойчивой “Я-концепции ”. Когда такие индивиды испытывают стресс в супружеских отношениях, они стремятся к триангуляции. В этом случае третьей стороной может быть сам брак, ребенок или Уход в болезнь ”. — Прим. ред.

540 Часть IV. Клиническое интервьюирование отдельных категорий клиентов

ного переноса, теоретики и практики выходят за рамки контекста отдельного индивида и даже семьи (Goldenberg & Goldenberg, 2000).

Тераписты, работающие в рамках структурной модели теории семьи, рассматривают семью как живой организм, в результате чего возникает от­ крытое определение как семьи, так и понятия нормальности (Patterson et al., 1998). Во время приемного интервью терапист охватывает все аспек­ ты функционирования семьи, чтобы начать работать над составлением се­ мейной карты. Эта карта, или схема, делает возможным анализ структурных достоинств и недостатков семьи.

Системные подходы к семье и ее проблемам во многом меняют взаимо­ действие интервьюера и клиентов, а также вопросы интервьюера. Напри­ мер, на основном этапе клинического интервью, проводимого в рамках экосистемного подхода, Э. Аматеа и Б. Браун (Amatea & Brown, 1993) реко­ мендуют искать ответы на следующие вопросы.

1.Какова природа проблемы, и какие способы ее решения уже приме­ нялись?

2.Кто еще был задействован в попытках решения этой проблемы?

3.Если бы вам нужно было пригласить кого-то для помощи в разреше­ нии этой проблемы, кого бы вы выбрали?

4.Кого бы вы не стали привлекать к решению этой проблемы?

5.Если бы эта проблема была разрешена, что изменилось бы?

Авторы также советуют оценивать всю экосистему, окружающую дан­ ную проблему, и работать с теми узлами системы, от которых наиболее ве­ роятно зависят положительные перемены. Э. Аматеа и Браун опираются на подход, разработанный Институтом психических исследований (.Mental Research Institute — M R I), истоки которого находятся в ранних работах Грегори Бейтсона, Пола Вацлавика, Дона Джексона, Джей Хейли, Вирджинии Са­ тир и других ученых (см.: Goldenberg & Goldenberg, 2000 (обзор работ);

Bertolino & О’Hanlon, 2002; Fish, Weakland, & Segal, 1982).

При использовании системного или экологического подходов поведенче­ ская семейная терапия в некоторой степени подобна поведенческой терапии пар. Терапевты бихевиористической ориентации считают, что в семьях могут развиваться непродуктивные или неадаптивные поведенческие паттерны, ко­ торые, однако, отражают попытки семьи наилучшим образом отреагировать на сложившуюся ситуацию (Falloon, 1988). Задача бихевиористически ориен­ тированных терапевтов — провести функциональный анализ данной пробле­ мы (или проблем) и приступить к изменению поведения с помощью тради­

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]