Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sommerz_Rita_-_Klinicheskoe_intervyuirovanie.pdf
Скачиваний:
303
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
32.68 Mб
Скачать

Глава 12. Клиническое интервьюирование пар и семей

549

ОСОБЫЕ МОМЕНТЫ

Ниже мы обсудим особые ситуации и проблемы, которые нужно учиты­ вать при планировании работы с парами и семьями. Эти ситуации и про­ блемы специфичны для подобного вида терапии.

Выявление, регулирование и видоизменение конфликтов

Приход пар или семей на психологическое консультирование часто вы­ зван тем, что в их отношениях возник серьезный конфликт, с которым они не могут справиться своими силами. Поэтому клинический интервьюер должен выявить и “обуздать” этот конфликт, а иногда видоизменить спо­ собы его выражения. Некоторые пары и семьи, кажется, не умеют делать ничего другого, кроме как постоянно ссориться. Конфликт среди членов семьи или партнеров ставит перед терапистом ряд более частных вопросов, которые нужно выяснить во время клинического интервью.

Процесс конфликта и содержание конфликта

Пары обращаются за психологической консультацией по поводу самых разных конфликтов. В частности, три самых “популярных” темы длитель­ ных конфликтов среди супругов или партнеров — деньги, секс и родственни­ ки с его или ее стороны. Конечно, существует множество других потенци­ ально конфликтных сфер: разделение обязанностей, воспитание детей, проведение свободного времени, религиозные убеждения (Snyder, 1979). Точ­ но так же и семьи приходят на консультирование с конфликтами по самым различным поводам. Разделение труда, домашние обязанности, потребность детей в индивидуации7, распределение семейных ресурсов — самые распро­ страненные проблемы, которые семья приносит на консультирование.

То, о чем спорят члены семьи, называется содержанием конфликта. А под процессом конфликта понимается то, как спорят члены семьи. Это очень важное отличие, и на первом интервью клиницист должен помочь парам и семьям определить, из-за чего они спорят и как они спорят об этом. Боль­ шинство пар и семей, которые приходят на терапию, вовлечены в деструк­ тивный или неэффективный конфликтный процесс. Это наше предположе­ ние, но мы можем говорить об этом с высокой степенью вероятности: для

7 Индивидуация в аналитической психологии К. Г. Юнга одна из главных задач среднего возраста, которая состоит в личностном становлении индивида и осознании им себя как неповторимой самости. В данном контексте имеется в виду другое пони­ мание индивидуации — как процесса отделения подростка или юноши от родительской семьи. — Прим. ред.

550 Часть IV. Клиническое интервьюирование отдельных категорий клиентов

партнеров и членов семьи, которые приходят на психологическое консульти­ рование, характерен, по крайней мере в некоторой степени, дефицит навы­ ков разрешения конфликтов. У них проблема с тем, как конфликтовать. Большинство людей не вооружены полным арсеналом навыков управления конфликтами (Wilmot & Hocker, 1997). Конечно, бывают случаи, когда пары и семьи, переживающие конфликт в нескольких сферах, пробовали приме­ нить различные адаптивные стратегии для разрешения своих противоречий.

Во время приемного интервью с парами или семьями проявляется как со­ держание конфликта, так и его процесс. Оба эти аспекта важны. Более того, у клинического интервьюера, вероятно, будут наблюдаться индивидуальные реакции на то, о чем спорят партнеры и члены семьи и как они это делают.

Как вы реагируете на конфликт?

Не каждый человек способен на открытый конфликт. Некоторые люди всячески избегают конфликтов, другие, наоборот, стремятся к ним ( Wilmot & Hocker, 1997). Это относится и к клиентам, и к интервьюерам. Если, будучи клиническим интервьюером, вы обнаружите в себе выраженную склонность к уклонению от конфликтов, это может означать, что вы не совсем подходите для работы с парами и семьями. Вообще, перед тем как посвятить себя этой сфере психологического консультирования, желательно проверить, как вы реагируете на межличностный конфликт и какие именно конфликтные темы могут вывести вас из равновесия (см. врезку “От теории к практике 12.2”).

Стоит ли допускать открытый серьезный конфликт во время интервью?

Как вы можете предположить на основании всего сказанного выше

вэтой главе, наш ответ на этот вопрос звучит следующим образом: не сто­ ит. Как мы уже говорили, пары и семьи приходят на консультирование от­ части потому, что их общие навыки разрешения конфликтов нефункцио­ нальны или неэффективны. Поэтому если вы позволите клиентам вступать

вконфликт, не вмешиваясь и не регулируя процесс, они будут снова при­ бегать к своим дисфункциональным моделям поведения. Интервьюер обя­ зан, помимо всего прочего, разрушать вредные модели проявления кон­ фликта и помогать клиентам в формировании более адаптивных моделей.

Сбор диагностической информации — единственная рациональная при­ чина для того, чтобы все-таки допустить открытый дисфункциональный конфликт клиентов в вашем кабинете. Для интервьюера может быть полез­ ным увидеть, в каком стиле клиенты обычно ссорятся друг с другом. Однако

Глава 12. Клиническое интервьюирование пар и семей

551

-------------- От теории к практике 12.3

■■=

Ваши конфликтные “кнопки”

Чтобы заранее узнать, как вы можете реагировать на разные сценарии конфликта, подумайте над следующими вопросами.

1.Существуют ли какие-либо конфликтные темы, которые сильно вас задевают? Например, интервьюеры, которые сами испытывают про­ блемы с родственниками со стороны мужа или жены, приносят на интервью с подобным содержанием так много личного “багажа”, что уже не могут помочь клиентам разрешить конфликт, а только де­ монстрируют свои личные пристрастия (т.е. контрперенос).

2.Есть ли у вас какие-либо устойчивые предубеждения относительно того, как должны вести себя партнеры или супруги, чтобы сохранить свои от­ ношения, или как должны вести себя родители, дети и другие родствен­ ники, чтобы считаться “здоровой” семьей? Некоторые консультанты могут иметь надуманные, нереалистические представления об отноше­ ниях в семье или между романтическими партнерами. Идеалистическое представление о семейных или супружеских отношениях может сфор­ мировать у интервьюера жесткую, радикальную позицию, которая вы­ разится в соответствующем поведении по отношению к клиентам.

3.Оставляете ли вы конфликты в кабинете или “уносите их домой”? Работа с семьями и парами может быть связана с эмоциональными перегрузками. Вы становитесь свидетелем конфликтов, помогаете их урегулировать, а иногда превращаетесь в их участника на эмоцио­ нальном уровне, что может осложнить вашу жизнь.

4.Когда вы были ребенком, какие процесс и содержание конфликтов были характерны для вашей родительской семьи? Ваши родители избегали конфликтов или, наоборот, стремились к ним? Были ли их конфликты серьезными и агрессивными или, наоборот, они находи­ ли мирный выход из сложившейся конфликтной ситуации?

период наблюдений должен быть относительно коротким, а за ним должно следовать аналитическое обсуждение того, что происходит с данной семьей или парой во время конфликта. Чтобы обеспечить переход партнеров или членов семьи от глубоко эмоционального конфликта к рациональному ана­ лизу их конфликтных паттернов, можно сказать примерно следующее:

“Я бы хотел, чтобы вы остановились и перестали спорить”.

В зависимости от остроты конфликта можно повторить просьбу или прибегнуть к более авторитарной формуле. Затем вы продолжаете:

552 Часть IV. Клиническое интервьюирование отдельных категорий клиентов

“Вы дали мне представление о том, как вы обычно ведете себя в кон­ фликтных ситуациях. Позвольте рассказать, что я заметил. Сначала, Джуди, я услышал, что вы критикуете Билла за то, что он не хочет участ­ вовать в уборке квартиры. Потом, Билл, я заметил, что вы стали защи­ щаться и жаловаться, что у Джуди завышенные требования к чистоте и порядку. Джуди возразила на это, что Билл вообще не заботится о чис­ тоте и порядке в доме. Затем, Билл, вы начали говорить о том, что у мужчин и женщин разные представления о чистоте и что Джуди лучше расслабиться. И наконец, вмешался я и прекратил ваш спор. Я сделал это потому, что вы все больше и больше злились — из-за того, что так и не можете ни о чем договориться. Я прав?”

Как можно судить на основании примера этого довольно умеренного конфликта, при конфликтных интеракциях очень быстро аккумулируется информация. Происходит одновременно несколько вещей. “Простая” зада­ ча слежения за процессом конфликта и последующего подведения итогов может стать довольно сложной. Эта задача совсем не так проста. Она требует мастерских навыков слушания и коммуникации. Она требует чуткости. Партнеры особенно зорко наблюдают за тем, на чью сторону вы становитесь. Поддержка одного из членов семьи — возможный метод терапевтической ин­ тервенции, но его следует применять с большой осторожностью (Odell & Campbell1998; Patterson et al, 1998). Регулирование конфликта также требу­ ет такта, чтобы удачно определить момент и способ вмешательства.

Любопытный факт — некоторые теоретические школы подчеркивают, что процесс конфликта в парах направляется, а иногда детерминируется нерешенными проблемами в родительских семьях клиентов (Luquet, 1996; Strean, 1985). При регулировании межличностного конфликта стоит при­ смотреться как к его процессу, так и к содержанию именно с трансгенера­ ционной точки зрения. Пример конфликтной ситуации в паре приводится во врезке “От теории к практике 12.3”.

Часто наблюдается быстрая эскалация конфликта. Это особенно касает­ ся тех пар, где партнеры склонны вербально или физически оскорблять друг друга. Конфликтные пары и семьи порой накапливают столько нега­ тивных эмоций, что их конфликты выражаются в бурных сценах. У нас бы­ вали случаи, когда клиенты отказывались разговаривать друг с другом до конца интервью, пытались ударить или пнуть друг друга либо вскакивали и убегали, осыпая своих партнеров или родственников бранью. Потенци­ альная эмоциональная “взрывоопасность” пар и семей требует от тераписта сохранения контроля на протяжении всего клинического интервью (Bornstein & Bornstein, 1986). Обычно с более неуравновешенными парами или семьями используют более жесткие структуру клинического интервью

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]