Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sommerz_Rita_-_Klinicheskoe_intervyuirovanie.pdf
Скачиваний:
303
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
32.68 Mб
Скачать

Глава 11

КЛИНИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Мистер Квимби вытер тарелку и поставил ее в буфет. “Я изучаю живопись, потому что хочу обучать живописи. И я изучаю развитие детей...” Рамона перебила: “Что такое развитие детей?"

“Как растут дети”, — ответил отец.

Рамона удивлялась: зачем люди ходят на занятия и учатся таким вещам? Всю жизнь ей говорили: чтобы вырасти, нужно есть здоровую пищу (обычно ту пищу, которая ей не нравилась) и вовремя ложиться спать (обычно именно тогда, когда у нее были гораздо более интересные занятия).

 

 

 

Беверли Клири, Ramona Quimby, Age 8

 

 

В ЭТОЙ ГЛАВЕ...

Как мам

периодически

напоминают наши юные клиенты, не нужно

быть семи иядей полбу,

чтобы

понять: работа с детьми1 зачастую карди­

нально отличается от работы со взрослыми. В этой главе мы даем прак­

тические

рекомендации

но

клиническому интервьюированию детей

имолодежи. Прочитав главу, вы узнаете:

особые соображения по поводу работы с детьми:

о том. как нужно вести себя (и одеваться), чтобы произвести благо­ приятное первое впечатление на юных клиентов:

как обсуждать с детьми вопросы конфиденциальности, информиро­ ванного согласия, а также информацию, содержащуюся в направле­

нии клиента, диагностические и терапевтические методы;

• о специальной методике обсуждения терапевтических целей с детьми:

об удобных и простых в применении стратегиях диагностики и сбора информации;

о том, как можно успокоить, поддержать и стимулировать ребенка:

®о важных вопросах, которые нужно решать при завершении клиниче­ скою интервью с детьми.

1 Согласно определению Конвенции ООН о правах ребенка ”, ребенком считается “каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста”. При необходи­ мости уточнения возраста мы применяем термин “подросток ”. — Прим. ред.

Глава 11. Клиническое интервьюирование детей 473

До этого момента мы в основном говорили об интервьюировании, диаг­ ностике и планировании терапии взрослых клиентов. Однако работа

сдетьми выдвигает особые требования и сопряжена с особыми трудностя­ ми. В этой главе мы рассмотрим очень важные принципы и стратегии кли­ нического интервьюирования, которые необходимы для успешной работы

сдетьми. Мы также опишем затруднения, которые могут возникать при кли­ ническом интервьюировании детей, и предложим способы их преодоления.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Работая с детьми, клиническому интервьюеру трудно сохранять уравно­ вешенность и объективность. Так, у взрослых есть плохая привычка делить всех детей на “хороших” и “плохих”. Если клинический интервьюер подда­ стся этой тенденции, он может закончить тем, что будет бояться прихода “плохих” детей и радоваться “хорошим”.

Многие клинические интервьюеры, учителя и другие взрослые склонны либо недостаточно, либо чересчур отождествлять себя с детьми. Некоторые взрослые абсолютно уверены в том, что у них не может быть никаких про­ блем с пониманием внутреннего мира ребенка: “Я сам был ребенком, так что я знаю, что к чему”. Взрослым, страдающим подобной самоуверенно­ стью, может не удаться установить рамки и ограничения, когда это будет необходимо, они могут проецировать на детей свои собственные нерешен­ ные детские конфликты и/или не смогут оценить уникальные качества детей,

скоторыми работают. Другая категория взрослых — те, которые не способны

вдостаточной мере отождествить себя с детьми, могут относиться к детям как к враждебным существам, почти как к пришельцам из космоса. Такие взрослые могут говорить о сидящем рядом с ними ребенке так, словно он находится совершенно в другом месте. Они также могут становиться черес­ чур снисходительными, строгими, быть далекими от проблем ребенка и/или терять чувство реальности в своих опасениях или ожиданиях.

Дети просто не такие, как мы, и они не такие, какими мы были в детст­ ве. Однако хотя они и отличаются от взрослых, они и не настолько зага­ дочные существа, какими их иногда считают. Дети где-то посредине между двумя крайностями — они быстро развиваются, они вполне люди и они за­ служивают уважения и адекватных их возрасту общения и информации.

Для эффективной работы с детьми необходимо придерживаться требо­ ваний как к образованию интервьюера, так и к его установкам. Мы совету­ ем специалистам в сфере охраны психического здоровья относиться к рабо­ те с детьми как к разновидности межкультурного консультирования

(Sommers-Flanagan & Sommers-Flanagan, 1997). Вам нужно ознакомиться

474 Часть IV. Клиническое интервьюирование отдельных категорий клиентов

с основными теориями когнитивного, социального и эмоционального раз­ вития и получить непосредственное представление о практических аспектах развития детей (т.е. вы должны провести некоторое время с детьми, либо ухаживая за ними, либо поддерживая с ними эмоциональный контакт).

Кроме того, компетентные интервьюеры, работающие с детьми, в опреде­ ленной степени искренне привязаны к своим клиентам. Если дети пугают, отталкивают или раздражают вас, вам, возможно, потребуется психологиче­ ская консультация, чтобы разобраться в своих реакциях, прежде чем вы смо­ жете приступить к непосредственной работе с маленькими клиентами. Еще один тревожный знак, предостерегающий от работы с детьми, — устойчивая тенденция к чрезмерной эмоциональной вовлеченности в судьбу ребенка. Чрезмерная эмоциональная вовлеченность может проявляться в продолжи­ тельных фантазиях об усыновлении или удочерении ребенка, находящегося в трудной ситуации, или же неординарных практических действиях, выходя­ щих за рамки профессиональных отношений с клиентами. Прежде чем при­ ступать к терапевтической работе с детьми, склонные к чрезмерному вовле­ чению люди должны осознать в себе эту тенденцию и найти другие возможности для удовлетворения своей потребности в спасении и заботе.

Здоровый профессиональный и психологический баланс особенно необ­ ходим при работе с детьми. Дети обладают особенной способностью нахо­ дить наши чувствительные места, выводить нас из равновесия, активиро­ вать в нас бессознательные конфликты. Установление требуемого равновесия тем более важно, что дети особенно уязвимы. Взрослые клиен­ ты отличаются большей зрелостью, больше знают, обладают большим жиз­ ненным опытом и лучше понимают себя. Обычно им лучше удается отсто­ ять свою позицию и защитить свои интересы. У взрослых больше ресурсов, они гораздо автономнее детей. Большинство взрослых способны прервать неэффективные или манипулятивные отношения с психиатрами или кон­ сультантами, а дети в большинстве своем не могут. Большинство взрослых клиентов могут выразить свою неудовлетворенность и свои потребности в такой форме, которая понятна консультанту. Дети часто не могут или не хотят прямо сообщить о своих проблемах, а когда они это делают, их часто игнорируют. Учитывая все сказанное выше, мы должны уделить особое внимание навыкам, профессиональной подготовке и установкам, необхо­ димым для эффективной работы с детьми.

Глава построена на модели поэтапного деления клинического интервью, которую предложил С. Шей (Shea, 1998) (см. главу 6). Поскольку интер­ вьюирование детей обычно подразумевает и беседу с родителями или другими ответственными за ребенка взрослыми, структура клинического

Глава 11. Клиническое интервьюирование детей

475

интервью несколько усложняется. Очень важно правильно распределить время. Для приемного интервью вам, возможно, придется выделить допол­ нительное время, чтобы ребенок имел надлежащую возможность для само­ выражения, а его родителям уделили достаточно внимания.

В этой главе лишь поверхностно затронуты самые общие принципы ра­ боты с детьми. Начинающим клиническим интервьюерам, которые хотят работать с молодежью и детьми, необходимо получить более серьезное об­ разование и пройти специальную подготовку. Как обычно, в конце главы приводится список рекомендуемой специальной литературы.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Многие (если не все) дети сознательно не ищут профессиональной психи­ атрической помощи (DiGuiseppe, Linscott, & Jilton, 1996; Richardson, 2001). Ма­ ловероятно, что они первыми позвонят консультанту или психиатру, чтобы договориться о встрече. Обычно детей направляют к психологу их родители, опекуны или администрация школы. Дети могут не иметь ясного представле­ ния о том, с кем они будут встречаться и какова цель этой встречи. В неко­ торых случаях они не замечают своих проблем или, что еще хуже, их могут не предупредить заранее о визите к консультанту, и он будет для них полной неожиданностью. В других ситуациях дети могут очень ясно осознавать свои проблемы или те неприятности, которые они причиняют другим людям.

При работе с детьми роль взрослых, несущих ответственность за ребенка (родителей, бабушек и дедушек, отчима, мачехи, старших братьев и сестер и т.п.), становится ключевой в клиническом интервью и требует особого вни­ мания. Некоторые взрослые хотят присутствовать на протяжении всего клини­ ческого интервью, другие, наоборот, считают, что их присутствие излишне. В большинстве случаев решение должно основываться прежде всего на сужде­ нии интервьюера о том, что лучше для ребенка (с учетом предъявляемой про­ блемы, возраста ребенка и политики учреждения или клиники, в которой рабо­ тает интервьюер). Опытные клинические интервьюеры часто предпочитают встретиться сначала с ребенком и взрослым, но оставляют некоторое время для общения с ребенком с глазу на глаз. В зависимости от теоретической ориента­ ции клинического интервьюера и возраста ребенка некоторые консультанты беседуют только с родителями или другими взрослыми.

Условия проведения приемного интервью могут дать ребенку очень важную информацию. Клинический интервьюер, который встречается только со взрослыми, может восприниматься как их доверенное лицо (или альтернативный представитель власти). Это особенно касается подростков.

476 Часть IV. Клиническое интервьюирование отдельных категорий клиентов

С другой стороны, могут возникнуть проблемы, если клинический интер­ вьюер решит не беседовать отдельно со взрослыми (Kelly, 1997). Иногда нужно получить такую информацию о родителях или ситуации в семье, ко­ торую ребенку лучше не знать. Также предпочтительнее встречаться с вра­ ждебно настроенными, агрессивными родителями без ребенка, чтобы не подставлять его под шквал негативизма. Однако если ребенок — ваш ос­ новной клиент, он заслуживает того, чтобы узнать, хотя бы в общих чертах, что о нем говорят. Объяснение родителям или опекунам ребенка того, что вы будете обобщать информацию и делиться ею с ребенком, поможет оп­ ределиться с формой клинического интервью. Если же вы работаете непо­ средственно с ребенком, то отвечаете перед ним как перед своим клиентом за конфиденциальность предоставленной вам информации.

-

■ ■ ■

Случай из практики

— —

-■»

Сэнди Смит, 13-летняя девочка-мулатка, была удочерена супружеской

парой,

которая позже

развелась. Сэнди была

одаренной

скрипачкой

и спортсменкой, но попала в “плохую компанию”. Ее отец и мачеха на­ стаивали на необходимости психологического консультирования. Мать и отчим были настроены не столь решительно, но чувствовали, что нужно принять какие-то меры в связи со все усиливающимся неповиновением девочки. Все четыре родителя, Сэнди и ее трехлетний сводный брат при­ шли в приемную психолога-консультанта. Поскольку оплачивать кон­ сультирование собирался родной отец Сэнди, мистер Смит, ему явно хо­ телось до интервью поговорить с психологом-консультантом наедине.

Психолог-консультант тепло улыбнулась мистеру Смиту, но сначала по­ дошла к Сэнди, приветствуя ее: “Здравствуй. Ты, должно быть, Сэнди. Похоже, у тебя целая команда болельщиков”.

Сэнди пожала плечами и пробормотала: “Привет”.

Психолог-консультант продолжала: “Давайте на несколько минут зай­ дем в кабинет, чтобы я могла пообщаться со всеми вами”.

Отец Сэнди с нажимом спросил: “Можно вас на пару слов?”

Психолог-консультант снова улыбнулась ему и сказала: “Знаете, было бы лучше, если бы все мы зашли в кабинет и я объяснила всем вам, как я работаю с юными клиентами (выразительная улыбка в сторону Сэн­ ди). Думаю, мистер Смит, вы сразу услышите ответы на ваши вопросы. А в том случае, если не услышите, мы придумаем, как это исправить. Вас это устраивает?”

Мистер Смит кивнул, несколько неохотно, и вся компания прошла в кабинет психолога-консультанта.

Глава 11. Клиническое интервьюирование детей

477

В этом примере клинический интервьюер явно заранее четко определи­ лась с планом действий, и ей удалось сразу же поставить доминирующего (и, возможно, авторитарного) отца в определенные рамки. Интервьюеры, не имеющие четкого плана и не проявляющие ассертивного2 поведения, часто за­ канчивают тем, что доминирующий родственник юного клиента начинает кон­ тролировать интервью и даже терапевтический план. Хотя подобное поведение старших членов семьи может нести ценную информацию, будет лучше, если терапевтический план все-таки будет разработан профессионалом.

Родители и опекуны ребенка могут обладать многочисленными юриди­ ческими и моральными правами, однако очень важно, чтобы ребенок — ваш клиент — понял, что вы прежде всего преданы ему. Это понимание может быть серьезно затруднено чрезмерным вниманием к интересам и проблемам взрослых и недостаточным вниманием к ребенку. Поэтому важно заранее, возможно даже при назначении встречи, определиться с ролью ро­ дителей и других заинтересованных взрослых в предстоящем интервью. Например, телефонный разговор с женщиной, которая хочет договориться о консультации для своего 12-летнего сына, может проходить в таком духе.

Интервьюер: Здравствуйте, меня зовут Максин Браун. Я звоню по поводу вашей заявки в Риверсайдский консультационный центр.

Женщина: Да-да, я звонила вчера. Я хотела бы договориться о встрече для моего 12-летнего сына. Он растет без отца, и я потеряла с ним контакт. Последнее время он такой агрессивный. С ним невозможно справиться. Когда мне можно его привести?

Интервьюер: Я провожу прием в следующий понедельник, в час дня и в три часа дня.

Женщина: Чудесно. Мы придем в три.

Интервьюер: Договорились. (Консультант объясняет принципы оплаты, рассказывает об анкетах, которые нужно заполнить, объясняет, как доб­ раться до консультационного центра.) Кроме того, хочу вам сказать, что сначала мне нужно будет поговорить с вами обоими. Я объясню вам и вашему сыну некоторые организационные вопросы, задачи консульти­ рования и мои принципы работы с детьми. Вы не возражаете?

Женщина: Да нет. То есть вы хотите, чтобы я тоже сидела у вас в кабине­ те? Я думала, что просто привезу сына и уеду обратно на работу.

Интервьюер: Вообще-то, для меня очень важно встретиться с вами обои­ ми и обсудить задачи психологического консультирования. Это займет около 20 минут. Затем я хочу пообщаться с вашим сыном и лучше с ним познакомиться, чтобы мы могли сотрудничать. Пока я буду с ним говорить,

2 Ассертивное поведение (от англ. assertутверждать, отстаивать) — последователь­ ное поведение, направленное на отстаивание собственных интересов. При этом характери­ зуется отказом от агрессивности и учетом интересов противной стороны. — Прим. ред.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]