Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sommerz_Rita_-_Klinicheskoe_intervyuirovanie.pdf
Скачиваний:
303
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
32.68 Mб
Скачать

Глава 5. Терапевтические отношения и клиническое интервьюирование

211

обусловлены и поддерживаются социально-политическими факторами (Olson, 2000). Соответственно, концепция полноправия для феминистов включает повышение сознательности угнетенных социальных групп (в осо­ бенности женщин) и поддерживает их право на личную власть.

Использование принципов общности, аутентичности и полноправия может быть рискованным для начинающего интервьюера. Это продвинутая техника. От интервьюера требуется умение сохранять аутентичность, не отягощая клиентов; а также умение приветствовать и усиливать ощущение общности, сохраняя при этом достаточный контроль над ситуацией, чтобы клиенты не теряли надежды на благополучный исход терапии. Наконец, от интервьюера требуется терпение и мудрость, чтобы позволить клиентам найти свой собственный путь, таким образом наделяя их полноправием, а не отдавать им распоряжения.

ИНТЕГРАЦИЯ ФАКТОРОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Факторы взаимоотношений не исчерпываются теми, которые рассмат­ ривались в этой главе. Вероятно, вы заметили, что мы не обсуждали пере­ менные взаимоотношений многих терапевтических школ, включая геш­ тальт-психологию, терапию выбора (терапию реальностью), подход, ориентированный на решение проблем, когнитивный подход и др. В связи с ограниченными возможностями мы сосредоточились прежде всего на теоретических перспективах, которые рассматривают переменные взаимо­ отношений в качестве терапевтических факторов.

Поскольку рассмотренные переменные представлены разными школами, неудивительно, что некоторые из них противоречат друг другу. Например, хотя авторитетность и общность — не совсем полные противоположности, усиление авторитета клинициста обычно подразумевает ослабление общно­ сти отношений.

Цель этой главы — дать читателю представление о важных переменных взаимоотношений, а не убедить его в преимуществах каких-то из них. Мы считаем, что личностно-ориентированные, феминистические, ориентиро­ ванные на решение проблем и когнитивно-поведенческие интервьюеры

должны

быть восприимчивы к возможностям переноса, контрпереноса

и других

реакций во время клинического интервью. Подобным образом,

психоаналитики повысят эффективность своей работы, если будут уделять внимание принципам конгруэнтности, эмпатии и полноправия.

212 Часть II. Слушание и развитие взаимоотношений

РЕЗЮМЕ

Важность факторов взаимоотношений для психотерапии сформулировал Карл Роджерс в своих ранних работах (Rogers, 1942, 1951, 1961). Интер­ вьюирование также в какой-то мере характеризуется созданием особого ви­ да отношений между интервьюером и клиентом.

К. Роджерс определил три основных условия, которые он считал необ­ ходимыми и достаточными для личностного роста и развития клиента: конгруэнтность, безусловное позитивное отношение и точная эмпатия. Конгруэнтность — понятие, синонимичное искренности или аутентично­ сти, оно означает, что интервьюер открыт и откровенен с клиентом. Одна­ ко постоянная предельная конгруэнтность или аутентичность неуместна для интервьюера, поскольку цель терапии — обеспечить личностный рост клиента (а не тераписта). Подобно конгруэнтности, безусловное позитив­ ное отношение и точная эмпатия — сложные переменные взаимоотноше­ ний, которые должны сообщаться клиенту большей частью опосредованно.

На процесс клинического интервьюирования оказывают влияние не­ сколько факторов взаимоотношений, относящихся к интерперсональной

ипсихоаналитической теориям. Сюда входят (список не полон): перенос, контрперенос, идентификация, интернализация, сопротивление и рабо­ чий альянс. Требуется дополнительная теоретическая подготовка и супер­ визия под руководством компетентного специалиста, прежде чем клини­ цист сможет понимать и эффективно использовать эти переменные взаимоотношений. Начинающие интервьюеры должны стараться понять

иобсуждать ситуации, при которых данные факторы могут влиять на те­ рапевтический процесс.

Поведенческие и социальные психологи также исследовали процесс клинического интервьюирования и определили некоторые переменные, связанные с эффективной психотерапией и консультированием, а именно: интервьюеры, которые считаются авторитетными специалистами, обладают личной и профессиональной привлекательностью и вызывают доверие, обычно имеют большее влияние на клиентов. Внешний вид и поведение интервьюера может способствовать восприятию его клиентом как высоко­ компетентного, привлекательного и внушающего доверие специалиста.

Наконец, теоретики и практики феминистического подхода в психоте­ рапии подчеркивают важность отношений равенства между интервьюером

иклиентом. Сюда относятся концепции общности и полноправия. Ин­ тервьюеры феминистического толка считают, что открытый рабочий аль­ янс способствует психотерапевтическому процессу, помогает клиентам

Глава 5. Терапевтические отношения и клиническое интервьюирование

213

защищать себя и приписывать свой личностный рост собственным внут­ ренним возможностям.

Переменные взаимоотношений, описанные в этой главе, характеризуют­ ся одновременно сходством и различием. Терапистам любой теоретической ориентации непросто интегрировать все эти разнообразные факторы взаи­ моотношений в процесс клинического интервьюирования.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Fong, М. L. & Сох, В. G. (1983). Trust as an underlying dynamic in the counseling process: How clients test trust. Personnel and Guidance Journal, 62, 163-166.

Статья “Доверие как глубинная динамика в процессе консультирования: как клиенты проверяют на доверие” перечисляет и описывает шесть самых распространенных способов, с помощью которых клиенты проверяют, за­ служивает ли консультант доверия.

Greenson, R. R. (1965). The working alliance and the transference neurosis. Psychoanalytic Quarterly, 34, 155-181. В статье “Рабочий альянс и трансфер­ ный невроз”, которая стала классикой психотерапии, Р. Р. Гринсон расска­ зывает о сотрудничестве психоаналитика и пациента.

Miller, J. В. (1986). Toward a new psychology of women (2nd ed.). Boston: Beacon.

Классическая монография “К новой психологии женщин” содержит важ­ ную информацию для специалистов, интересующихся феминистическим подходом.

Olson, М. Е. (2000). Feminism, community and communication. Binghamton, NY: Hawthorn Press. Книга “Феминизм, общество и коммуникация” включа­ ет девять эссе и точку зрения семейного психотерапевта. В книге подчер­ кивается социальная основа идентичности и рассматривается влияние до­ минирующей в США культуры.

Rogers, С. R. (1961). On becoming a person. Boston: Houghton-Mifflin. Книга “Становление личности” содержит многие идеи К. Роджерса относительно конгруэнтности, безусловного позитивного отношения и эмпатии.

Wilkinson, S & Kitzinger, С. (Eds.). (1996). Representing the other: A feminism and psychology reader. London: Sage. Книга “Представленность других: феми­ низм и психологически подготовленный читатель” посвящена проблемам понимания членов тех социальных групп, к которым не принадлежат большинство терапистов. В частности, рассматривается представленность таких групп, как дети, проститутки, гомосексуалисты, больные СПИДом или носители ВИЧ-инфекции, а также бесплодные женщины.

214 Часть II. Слушание и развитие взаимоотношений

Worell, J. & Johnson, N. G. (Eds.). (1997). Shaping thefuture offeminist psychology: Education, research and practice. Washington, DC: American Psychological Association. Сборник “Будущее феминистической психологии: образование, исследования и практика” содержит всесторонний обзор особенностей на­ учных исследований, супервизии, обследования и обучения в феминисти­ ческой психотерапии.

ЧАСТЬ III

Структурирование и оценка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]