Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sommerz_Rita_-_Klinicheskoe_intervyuirovanie.pdf
Скачиваний:
303
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
32.68 Mб
Скачать

Глава 11. Клиническое интервьюирование детей

487

Некоторые дети, когда их спрашивают о причинах прихода к специали­ сту, просто молчат и ничего не отвечают. Вполне возможно, что они а) не понимают, о чем их спрашивают; б) не могут сформулировать ответ; в) боятся или не желают говорить о своих истинных мыслях или чувствах в присутствии своих родителей; г) боятся или не желают говорить о своих истинных мыслях или чувствах незнакомому человеку; д) не осознают сво­ их проблем или упорно не желают в них признаваться.

Сопротивляющиеся или не отвечающие дети ставят интервьюера перед сложной проблемой. Как вы предполагаете собирать информацию или на­ лаживать рабочий альянс с ребенком, если он не то что не хочет рассказы­ вать о своих проблемах, а вообще отказывается с вами говорить? Акцент на желаниях и целях — об этом говорится в следующем разделе — поможет преодолеть сопротивление и установить с юным клиентом рабочий альянс через его вовлечение в позитивное взаимодействие.

Желания и цели

Чтобы выяснить основные проблемы ребенка посредством стратегии же­ ланий и целей, в присутствии заинтересованных взрослых и ребенка (если ему уже исполнилось шесть лет, в противном случае вы будете говорить только с родителями) сделайте сообщение, подобное приведенному ниже.

“Мне интересно знать, почему вы здесь, поэтому я спрошу вас о цели прихода. Как правило, даже если родители (взгляд в сторону родителей) хорошо понимают цель обращения к психотерапевту, я начинаю с самого юного клиента. Ну, Рене (интервьюер смотрит на ребенка), поскольку ты здесь самая младшая, я спрошу тебя. Если бы ты некоторое время ко мне ходила и твоя жизнь стала бы от этого лучше, в чем бы это улучшение выражалось? Другими словами, что именно ты хотела бы изменить к лучшему в своей жизни?”

Некоторые дети хорошо понимают смысл этого вопроса и прямо отвечают на него. Однако могут возникнуть затруднения. Во-первых, ребенок может не понять вопроса. Во-вторых, ребенок может сопротивляться или не хотеть от­ вечать на вопрос в силу определенных процессов, происходящих в семье. В-третьих, ребенок может немедленно переключиться на проблемы своих ро­ дителей. В-четвертых, могут вмешаться родители, подбадривая ребенка и да­ же подсказывая ему, как отвечать. Как бы там ни было, помните о двух важ­ ных правилах: а) если ребенок или подросток не дает удовлетворительного ответа на поставленный вопрос, вопрос нужно трансформировать в плос­ кость желаний (см. ниже); б) в целях диагностики консультант должен письменно или устно взять на заметку особенности семейной динамики.

488 Часть IV. Клиническое интервьюирование отдельных категорий клиентов

Желания

Выяснение желаний — полезный метод оценки проблем и определения терапевтических целей лечения юных клиентов, так как он выражается в наиболее приемлемой для детей форме (Sommers-Flanagan & SommersFlanagan, 1995b). Например.

“Давай я спрошу по-другому. Если бы золотая рыбка взялась исполнить три любых твоих желания или у тебя была бы волшебная лампа, как в сказке про Аладдина, и ты могла изменить что-то в себе, в родителях или в школе, что бы ты пожелала?”

Этот вопрос помогает классифицировать цели по трем категориям — изменения в себе, изменения в семье, изменения в школе. Таким образом, ребенок имеет возможность определить личные цели (и стоящие за ними проблемы) в любой из этих трех категорий. В зависимости от характера ре­ бенка и влияния родителей юный клиент может по-прежнему оказывать сопротивление и не определять свои цели в рамках одной или нескольких категорий. В таком случае можно расширить вопрос.

“У тебя нет никаких желаний, которые сделали бы твою жизнь лучше? Ух ты! Моя жизнь не такая счастливая, как у тебя. Может, нам поме­ няться местами? А как насчет твоих родителей? Неужели ты не стал бы ничего в них менять, ни капельки, если бы мог это сделать? (Пауза в ожидании ответа.) А как насчет тебя самого? Разве нет ничего такого, ну совсем ничегошеньки, что тебе хотелось бы в себе изменить? (Еще одна пауза.) Но я точно знаю, что тебе хочется что-то поменять в твоей школе или в твоих учителях... не может быть, чтобы тебе все в них нравилось”.

Нервные или стеснительные дети могут продолжать сопротивление. В таком случае следует дать ребенку возможность отсрочить ответ.

“Ты не хочешь отвечать на этот вопрос сейчас? Тогда я спрошу твоих ро­ дителей, но если ты вспомнишь о каких-то своих желаниях, можешь рас­ сказать о них позже, в любое время”.

Цель этой стратегии — с помощью шутливых “подначек” дать юному клиенту возможность поделиться своими надеждами на позитивные изме­ нения. Эта процедура также может стать источником диагностической ин­ формации. Обычно юные клиенты с такими расстройствами, как дефицит внимания с гиперактивностью, оппозиционное и вызывающее поведение, расстройство характера, говорят, что у родителей и в школе есть недостат­ ки, но едва ли признают существование проблем в них самих. И наоборот, клиенты с тревожными и депрессивными расстройствами (так сказать, “интериоризированными” расстройствами) обращают внимание на свои внут­ ренние проблемы (например: “Я хотел бы быть счастливым”).

Глава 11. Клиническое интервьюирование детей

489

Выяснение целей у заинтересованных взрослых

После того как юный клиент определит хотя бы один недостаток своей жизни или если вы отсрочите вопрос, фокус беседы перемещается на взрос­ лых. Непосредственное обсуждение и внимание к заботам заинтересованных взрослых принципиально важно для получения полной диагностической кар­ тины и для определения терапевтических принципов (т.е. если родители не поддерживают психотерапию или не могут регулярно и вовремя приводить ребенка к психологу-консультанту, терапия не состоится; а чтобы добиться от них поддержки терапии, нужно выслушать причины их озабоченности по поводу ребенка). Кроме того, детям полезно видеть, что клинический интер­ вьюер становится серьезным при обсуждении важных тем с их родителями.

Работая с родителями, клинический интервьюер должен делать подробные записи — очень важно показать свое серьезное отношение к их мнению. Од­ нако в равной мере (если не более) важно ограничить негативные и критиче­ ские комментарии родителей о своем ребенке, особенно во время приемного интервью. Обычно достаточно объяснения трех или четырех проблем. Такой лимит должен оградить юного клиента от обиды или излишнего волнения, вызванного критикой родителей. Если родители хотят сообщить о дополни­ тельных проблемах, можете попросить их сделать это в письменном виде и рассмотреть их позже. Другая стратегия — изменить ход беседы, попросив родителей назвать несколько достоинств ребенка. В некоторых случаях после установления контакта с юным клиентом можно (с разрешения ребенка) на­ значить специальную встречу с родителями, чтобы выслушать их надлежа­ щим образом. Можно также попросить у юного клиента разрешения на то, чтобы родители могли составить список своих тревог по поводу ребенка. Если все участники понимают важность такой информации и если заложе­ но основание взаимно доверительных отношений, применение этих мето­ дов сбора информации не должно вызывать серьезного сопротивления.

Психодиагностика родителей или других заинтересованных взрослых

Иногда у родителей или других взрослых, которые приводят ребенка на интервью, больше психологических проблем, чем у самого юного клиента. По некоторым причинам эта ситуация может представлять дополнительные трудности для клинических интервьюеров разного возраста и опыта. Одна­ ко особенно сложной она становится для тех, у кого нет достаточного опы­ та семейного интервьюирования и консультирования.

Если родители предъявляют чрезвычайные психологические проблемы или проявляют тревожные паттерны при общении со своими детьми, ваш профессиональный долг может вынудить вас к незамедлительным мерам. Эти

490 Часть ГУ. Клиническое интервьюирование отдельных категорий клиентов

меры могут быть как умеренными, так и крайними, в зависимости от вашего восприятия проблемности отношений между родителями и ребенком. Например.

Возможно, вам удастся проигнорировать нездоровые паттерны во время приемного интервью и отложить комментарии до тех пор, пока не будет установлен эмоциональный контакт.

Возможно, вам придется сразу же мягко прокомментировать ситуацию.

Возможно, вам придется собрать дополнительную диагностическую информацию, чтобы решить, представляет ли сложившаяся ситуация непосредственную угрозу для ребенка.

Возможно, вам придется информировать родителей о своей обязан­ ности уведомить надлежащие инстанции и сделать это.

Вбольшинстве случаев лучше всего подождать, пока вы не проведете несколько встреч и не установите более надежный контакт, а затем уже предлагать родителям свои комментарии и советы относительно того, что им следует изменить. Однако в том случае, если нездоровое поведение но­ сит умеренный характер, а родители кажутся открытыми для конструктив­ ной критики, можно предложить свои отзывы непосредственно во время первой встречи. Или же вы можете дать родителям терапевтическое “домашнее задание” на тему их проблемного поведения.

Исследования показали, что есть три основных стиля родительского по­ ведения: авторитарный, либеральный и авторитетный (Baumrind, 1975; Coloroso, 1995). Авторитарные родители правят железной рукой; выдвигае­ мые ими правила незыблемы, как гранит. Их слово в семье должно быть законом: “Или будет по-моему, или не будет никак” ( Coloroso, 1995). Либе­

ральным родителям трудно определять семейные правила и принципы

итребовать их соблюдения. В таких семьях истинные хозяева — дети. Ав­ торитетные родители, наоборот, устанавливают разумные правила, демо­ кратичны, прислушиваются к желаниям и потребностям своих детей, но остаются в семье последней инстанцией. К сожалению, многим родителям легче следовать двум крайним стилям — либеральному и авторитарному, однако у тех детей, родителям которых удается оставаться в рамках автори­ тетного стиля, показатели самоактуализации гораздо выше (Domingues & Carton, 1997). Интервьюеру полезно выяснить, какой стиль характерен для родителей его клиента — авторитарный, либеральный или авторитетный.

Для многих детей жизненной реальностью становится развод и повтор­ ный брак родителей, жизнь с неродными родителями и сводными братьями

исестрами. Оценка семейной системы и ее особых качеств очень важна

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]