Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фил. 2 / Ю.Семёнов Философия истории с.756.doc
Скачиваний:
84
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
5.69 Mб
Скачать

5.5. Старая паракапиталистическая периферия

Если в центре царит расточительность, то в странах старой зависимой периферии происходило и происходит постоянное воспроизводство обездоленности, нищеты подав¬ляющего большинства их населения. Если свобода рынка внутри страны ведет к резко¬му классовому расслоению, то в мировом масштабе она с неизбежностью делает все более резкими различия между центром и периферией, между странами ортокапитализ-ма и странами паракапитализма, т.е. углубляет расслоение на глобальные классы.

Согласно данным президента Всемирного банка (ВБ) Джеймса Вулфенсона, раз¬вивающиеся страны, в которых живет 81% населения мира, создают 18% совокупного

127 Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001. С.112-130, 219-223 и др.; Wallerstein 1. Globalization ог the Аёе of ТгапБ^юп? / / International Sociology. 2000. Vol. 15. N 2.

,28 Цит.: Мартин Г.-П., Шуманн Х. Указ . раб. С. 51-52.

внутреннего валового продукта (ВВП).'29 ВВП развитых индустриальных стран, где живет 1/5 населения Земли, составляет 24 трлн долларов. В то же время развиваю¬щиеся страны с 4/5 землян имеют только 5,8 трлн. И положение ухудшается. По данным ООН за последние тридцать лет доля общемирового дохода 20% беднейшего населения земного шара сократилась с 2,3% до 1,4%, тогда как доля 20% самых бога¬тых наций выросла с 70% до 85%. В большинстве развивающихся стран в период с 1982 г. по 1990 г. шло неуклонное снижение потребления на душу населения.

Если жители стран центра, которые составляют 20% населения планеты, потреб¬ляют 86% всех материальных благ, создаваемых в мире, то 20% землян, проживающих в наименее развитых обществах, довольствуется 1,3%.ш 358 человек из числа живу¬щих на земном шаре владеют таким же богатством, что и 2,5 миллиарда людей вместе взятых, т.е. почти половина его населения.'3' Соотношение доходов 20% беднейших людей планеты и 20% богатейших составляет 1 : 75.132

К настоящему времени 70% людей, проживающих в развивающихся странах, едва сводит концы с концами. ш Как указывает генеральный директор ЮНЕСКО Федери¬ко Майор, треть населения этих стран обречена на смерть в возрасте до сорока лет, 152 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет не ходят в школу, многие дети — жертвы сексуальной эксплуатации, эксплуатации на заводах, фабриках и полях. ш По данным МОТ более 250 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет в развивающихся странах — рабы. 120 млн. работают полный рабочий день, без перерывов. 60 млн. детей в возра¬сте от 5 до 11 лет работают на «рискованном», опасном для жизни производстве.'35

Если в США в 1991 г. на душу населения приходилось 2614 кг нефти, то в том же году в Индии — 62 кг, в Эфиопии — 14 кг, в Заире (ныне Демократиче¬ской республике Конго) — 1 О кг. Примерно также обстоит дело и с другими видами сырья. В целом на долю развивающихся стран, в которых живет 75% населения земли, приходится 17% производимой в мире энергии.

Из этих цифр следует, что страны периферии не могут по уровню производства и потребления сравняться со странами центра, не по одним лишь социальным причи¬нам, но и по чисто физическим. Чтобы они смогли бы даже приблизиться к сущест¬вующему в США экономическому уровню, пришлось бы добычу сырья увеличить в 75 — 250 раз. Но в таком случае природные ресурсы Земли были бы полностью исчер¬паны в ближайшие двадцать лет.

Все надежды, что при существуощих отношениях народы периферийных стран когда-нибудь будут жить так же, как живет население центра, тщетны. «Сказка сказа¬на, — пишут Г.-П. Мартин и X. Шуманн, — и теперь, когда ее знают все крестьяне Камчатки, Огненной Земли и Мадагаскара, вся бедная молодежь и молодая беднота, возникает вопрос: неужели мечта никогда не станет реальностью? Никакой Калифор¬нии или Германии для всех? Это еще куда ни шло. Но никакой Калифорнии или Германии для всех за пределами ЕС, Японии и «Богом благословенной страны» Со¬единенных Штатов Америки? Действительно, никакой жизни из грез для тех, кто уже ничего не имеет? Никогда! ».ш

129 См.: Гук С. Это был не «азиатский грипп» / / Известия. 27.09.1997.

130 Михеев Б. Качество жизни не зависит от доходов страны / / Известия. 10.09.1998.

131 Мартин Г.-П., Шуманн X. Указ. раб. С. 46.

132 Ивашов Л.Г. Международная ситуация и мировой капитал / / СР. 01.06.2002.

'зз Тодаро М.П. Указ. раб. С.112.

'34 Майор Ф. Ответы на вопросы анкеты «MH» / / МН. 1998. № 27. С. 15. 'з5 См.: Авербух В. Мы — не рабы / / Известия. 19.06.1999. 'з6 Мартин Г.-П., Шуманн X. Указ. раб. С. 64.

Одна из главных особенностей периферийного капитализма — крайне неравно¬мерное распределение национального богатства и валового национального продукта. Огромная часть национального дохода поступает в распоряжение крайне ограничен¬ного круга лиц, образующих господствующий класс. Этот класс делится на несколько олигархических группировок, между которыми ведется борьба за распоряжение на¬циональным богатством и контролем за доходами. Олигархическая верхушка значи¬тельную часть дохода тратит на чрезмерное личное потребление не только сопостави¬мое, а нередко превосходящее личное потребления элиты развитых стран. Другая часть дохода тратится на приобретение земли.

Огромные суммы переводятся в банки развитых стран. С 1976 по 1985 г. только из пяти стран (Венесуэлы, Аргентины, Бразилии, Мексики и Филиппин) было вывезе¬но резидентами примерно 200 млрд. долларов. К 1998 г. в заграничных банках нахо¬дилось 75 млрд. долларов из одной лишь Аргентины. В одном только 2001 г. из этой страны «утекли» 20 млрд долларов. ш В результате интересы господствующего класса периферийных стран тесно переплетаются с интересами верхушки развитых стран. По существу его члены служат не столько интересам собственных стран, сколько инте¬ресам господствующего класса держав центра. Поэтому эту верхушку часто характе¬ризуют как компрадорскую. Наряду с бегством капитала идет утечка умов — мигра¬ция высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран в развитые.

В результате утечки капитала из страны становятся невозможными внутренние инвестиции в ее народное хозяйство вообще, в промышленность в первую очередь. Отсюда огромная внешняя задолженность страны и большие траты на обслуживание внешнего долга, на выплату процентов по займам. За 1970 — 1992 п. внешний долг развивающихся стран вырос с 68,5 млрд. долларов до 2 трлн., т.е. на 2000%. К сере¬дине 1999 г. он увеличился до 2,5 трлн. Расходы на его обслуживание в начале 90-х годов составляли 169 млрд. долларов. С 1980 г., когда долг стран Латинской Америки составлял 257 млрд. долларов, ими было выплачено до конца 1995 г. 448 млрд., а в результате долг вырос до 607 млрд. Все это имеет следствием обогащение стран-кредиторов за счет стран-должников.

Так как внутренние инвестиции практически отсутствуют, то вся надежда возла¬гается на привлечение капитала из развитых стран. Но в результате значительная часть, если не вся прибыль предприятий, созданных на иностранные вложения, перево¬дится за границу.

Развивающиеся страны всегда были, а многие и сейчас являются поставщиками сырья для развитых государств и покупателями их промышленных изделий. Так как природные ресурсы обычно шли по ценам ниже стоимости, а промышленные товары продавались по ценам, превышающим их стоимость, то результатом было опять-таки обогащение ортокапиталистических стран.

Следствием всего этого была огромная зависимость развивающихся стран от развитых. «Для большинства стран Третьего мира, — пишет М.П. Тодаро, — подоб¬ная зависимость весьма значительна: в отдельных случаях она охватывает все сферы жизни».ш Как следствие «развивающиеся страны сильно зависят от решений в столи¬цах Северной Америки, Западной Европы и Японии (не говоря уже об МВФ и Все¬мирном банке)

137 Кузнецов П Аргентина-Россия- повторение кошмара / / МИ. 2002. No 1-2 С. 20.

138 Тодаро м.п. Указ раб. С. 50.

,39 Там же. С. 97.

«Дело в том, — пишет премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад, — что политическое и экономическое положение почти всех бывших колониальных террито¬рий не стало лучше, чем до обретения независимости. По многим аспектам по-прежнему сохранилась достаточно высокая степень колонизации. Прекратилась прямая полити¬ческая оккупация, но колонизация в других формах продолжается. Поэтому борьба за независимость далека от завершения. Даже те неевропейские страны, которые никогда не были колониями, не свободны от политического, экономического и социального ущем¬ления... Истощенные племенными и гражданскими войнами, подвергаясь махинациями с их ресурсами посредством контролируемой издалека рыночной системы, неискушен¬ные в государственном и экономическом отношении, эти развивающиеся страны, каза¬лось бы, обречены навечно сохранить развивающуюся экономику. Некоторые из них действительно регрессировали и, похоже, продолжат движение по пути регресса. Их долги растут и будут накапливаться до тех пор, пока любые поступления, которые удастся собрать, не пойдут на погашение кредитов. Целые страны попали в долговое рабство к богатым государствам и работают на своих кредиторов, не имея никакой перспективы на освобождение... После тридцати с лишним лет независимости бывшие колонии Запада осознали всю никчемность завоеванной ими независимости. Они поняли, что стали еще более зависимыми, чем были в своем колониальном прошлом. Они поняли, что их поли¬тика, экономика, социальные и поведенческие системы находятся под прямым или кос¬венным контролем прежних хозяев-колонизаторов и великих держав».' 40

На внутреннем рынке периферийных стран практически отсутствует свободная конкуренция. На нем почти безраздельно господствуют олигархические группировки. В результате рынок теряет роль регулятора производства и не может обеспечить подъем экономики. Если на одном полюсе периферийного общества идет воспроиз¬водство богатства, то на другом — нищеты и обездоленности. Верхи непрерывно бога¬теют за счет абсолютного обнищания подавляющего большинства населения. Это об¬нищание имеет место даже и в том случае, когда идет рост объема валового внутрен¬него продукта в расчете на душу населения.

Последнее время некоторые экономисты, а вслед за ними публицисты начали упорно говорить о том, что понятие третьего мира утратило всякий смысл. И дело, по мнению этих людей, не только в том, что исчез второй мир. Страны, которые традици¬онно объединялись под названием третьего мира, к настоящему времени стали столь различными, что ничего общего между ними практически найти нельзя. 141 Некоторые из них включаются и даже уже включились сейчас в мировую экономическую систему в роли равноправных партнеров. 142

Доля истины в этих рассуждениях содержится. Если в начале и даже в течение первой половины ХХ в. все паракапиталистические социоисторические организмы были аграрными, то к концу этого столетия некоторые из них стали индустриальными. Их стали называть «новыми индустриальными странами». К числу их обычно относят Бразилию, Мексику, Сингапур, Гонконг, Южную Корею, Тайвань, Таиланд, Малайзию, Индонезию, Филиппины. Особое внимание при этом уделялось Сингапуру, Гонконгу, Южной Корее и Тайваню, которых именовали четырьмя «азиатскими тиграми». В 1997 г. Международный валютный фонд (МВФ) даже заменил термин «промышлен-