Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фил. 2 / Ю.Семёнов Философия истории с.756.doc
Скачиваний:
84
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
5.69 Mб
Скачать

26 См.: Гусарова т.П. Город и деревня в Италии на рубеже позднего средневековья. М., 1983; Котельникова л.А. Феодализм и город в Италии в VIII-XV веках. М., 1987 и др.

Процесс латерализации имел место и в Германии. Там тоже стали возникать купеческо-бюргерские социоисторические организмы, что стало серьезным, хотя и не единственным препятствием на пути объединения Германии.

Но подобного рода латерализация была на первых порах прогрессом. В резуль¬тате в XIV — XV вв. Италия по уровню развития вышла на первое место в Западной Европе, что, в частности, выразилось в том мощном процессе становления новой куль¬туры, который носит название Возрождения.

Другой путь заключался в том, что в границах той или иной более или менее обширной территории на .базе городов стала возникать иерархическая система рын¬ков, которая постепенно начала трансформироваться в единый рынок, охватывающий все данное пространство. Развитие рыночных связей постепенно вело к консолидации ранее обособленных областей в единое хозяйственное целое, что необходимо предпо¬лагало политическую централизацию. Национально-рыночные связи были не верхо¬выми, а низовыми, они объединяли не одних лишь представителей господствующего класса, а всех членов общества. Формирование национальных рынка шло рука об руку с возникновением централизованных государств и становлением наций. Не оста¬навливаясь на данных процессах, ибо они уже были рассмотрено в одном из разделов первой части (1.7.2 — 1.7.6), отмечу лишь, что все это создало предпосылки для зарож¬дения и последующего развития капиталистического уклада. С началом его формиро¬вания приходит конец эпохе средних веков.

4.3.7. Эпоха нового времени (XVI в. — 1917 г.) — развитие капитализма вглубь

На грани XV и XVI веков в западноевропейском обществе наряду с феодальным и купеческо-бюргерским укладами начинает формироваться капиталистический. Та¬кое общество вполне можно охарактеризовать как формирующееся капиталистичес¬кое или, короче, протокапиталистическое. В результате западноевропейская система социоисторических организмов все в большей и большей степени становится индуст¬риальной и одновременно капиталистической. Не останавливаясь на определении индустриального общества, ибо оно уже было дано (3.9.1), отмечу лишь, что индуст¬риальное общество окончательно сформировалось как общество капиталистическое.

Капитализм возник в результате закономерного развития предшествующего ему общества только в одном месте земного шара — в Западной Европе. Это — первич¬ный, исходный капитализм. Во всех других областях Земли капитализм возник в результате воздействия западноевропейского общества. Везде за пределами Западной Европы капитализм является вторичным, производным.

Западноевропейская, вначале формирующаяся, а затем и вполне сформировавшаяся капиталистическая и одновременно индустриальная система, с самого начала являлась мировой. С появлением этой новой, четвертой по счету мировой системы на смену эпохе средних веков приходит эпоха нового времени. При этом перемещение центра всемирно-исторического развития не происходит. Он остается там, где находился раньше.

Развитие капитализма в XVI — XIX веках шло одновременно вглубь и вширь.

Развитие вглубь — вызревание и окончательное утверждение капитализма в его колыбели, в Западной Европе. Этот процесс был необычайно сложным и противоре¬чивым. Формирование национальных рынков, которое началось еще в конце средних веков, а затем превращение этих рынков в капиталистические, оказало огромное влия¬ние на социально-экономическую структуру общества. Произошло существенное из¬менение ранее бытовавших феодальных отношений, причем столь радикальное, что возникает вопрос, можно ли теперь называть их феодальными.

Общеизвестно, что с возникновение национальных рынков тесно связано становле¬ние абсолютных монархий. Абсолютизм обычно понимается историками как явление чисто политическое, как новая форма государственной власти. Однако все обстоит го¬раздо сложнее. Становление абсолютизма было одновременно и становлением новой системы социально-экономических отношений, отношений политарных. Эти отношения, которые можно назвать абсолютополитарными, возникая, обволакивали все остальные социально-экономические связи. Становящийся абсолютотюлитарный уклад включал в себя в качестве в качестве подчиненных все остальные существующие в обществе укла¬ды: крестьянско-общгашый, купеческо-бюргерский, а затем и капиталистический.

Становление политаризма невозможно без систематического массового террора. И волна страшного террора свыше действительно начиная с XVI на более чем сотню лет захлестнула всю Западную Европы. Речь идет прежде всего о терроре инквизи¬ции. Инквизиция, как известно, возникла еще в средние века. Но ее костры ярче всего пылали не в темной ночи средневековья, а на заре нового времени, что всегда поража¬ло историков вообще, историков культуры в особенности.

Историк Е.Б. Черняк в книге «Вековые конфликты» (М., 1988) указывает, что, начиная с этого времени, инквизиция, приобрела иной характер, чем раньше. В сред¬ние века инквизиторы стремились выявить и уничтожить действительных отступни¬ков от веры. В новое время задачей инквизиции стало создание врагов, обвинение ни в чем не повинных людей в ереси и истребление этих созданных ее же собственными усилиями еретиков. Именно с этим связано повсеместное применение пыток. Но об¬винение в ереси невозможно было предъявить всегда и всем. В результате наряду с преследованиями еретиков началась охота за ведьмами и колдунами. «В течение все¬го XVI в. и первой половины XVII в. по всей центральной и западной Европе, — пишет французский исследователь Жан Делюмо в книге «Ужасы на Западе», — множатся процессы и казни колдунов; в период 1560 —1630 гг. безумие преследования достигает своего апогея».27 Обвинения в ведовстве были удобны тем, что от них не был застрахо¬ван никто. Обвинить можно был всех и каждого.

Преследование колдунов и ведьм не только не пресекалось государством, а все¬мерно им поощрялось. Церковь и инквизиция были по сути дела орудиями в его руках, хотя внешне они могли выступать в качестве вдохновителей. «Происходившие процессы и казни, — пишет Ж. Делюмо, — не были бы, конечно, возможны, без их постоянного инициирования церковными и гражданскими властями»?8 Инквизиция была важнейшим, хотя не единственным орудием террора в руках становящегося по¬литарного государства. Право политаристов на жизнь и смерть подданных проявля¬лось в разных формах, из которых знаменитые «lettres de cachet» (буквально — секретные письма, реально — королевские указы о заточении без суда в тюрьму или о ссылке каких-либо лиц) были, пожалуй, самыми невинными.

Xарактеризуя в целом эту эпоху, ж. Делюмо писал: «В Европе начала Нового времени повсюду царил явный или скрытый страх»?9 И этот страх был прежде всего результатом описанного выше массового террора. Кстати сказать, неоднократной ци¬тированный выше автор, не давая четкого ответа на вопрос о причинах «безумия»,

27 Делюмо ж. Ужасы на Западе. М., 1994. с. 352.

28 Там же. с. 354.

29 Там же. с. 3.

охватившего Западную Европу, в то же время отмечает, что «различные формы демо¬нического наваждения помогали укреплению абсолютизма».30

Крупнейший отечественный историк Е.В. Тарле прямо связывал политику мас¬совых репрессий в Западной Европе раннего нового времени с абсолютизмом. Как указывал он, характерная черта абсолютизма заключалось в том, что везде и всюду выискал и карал врагов. «Если не было революционеров, преследовались умеренные реформисты; не было реформистов — преследовались вообще всякие лица, даже идеа¬лизирующие данный строй, но осмеливающиеся делать это хоть немного не по-казен¬ному, хоть немного по-своему; не было и таких, — преследовались круглые шляпы, курение папирос на улице, участие в масонских ложах и т.д. и т.д. Такова историче¬ская логика абсолютизма, который был в движении не только потому, что ему было важно двигаться к известной цели, а и потому, что он не мог не двигаться».з 1

Но показав, что абсолютизм всегда преследовал еретиков и диссидентов, Е.В. Тар-ле не мог найти причину этого явления. Как считает он, эти преследования не вызы¬вались «решительно никаким потребностями ни его (абсолютизма. — Ю.С.) самого, ни тех классов, которые являлись его поддержками» .з2 Его изумляла «даже не жесто¬кость, а именно полная бессмысленность этих преследований», которые разоряли «иногда не только гонимых, но и правоверных», наносили «ТЯЖКИЙ удар торговле, промышлен¬ности, всему государству в его целом».зз Единственное объяснение, которое он предла¬гает: абсолютизм все проделывал от нечего делать, из-за желания «занять свои досу¬ги»^ Как мы видели, в действительности для массовых репрессий были серьезные основания: без них абсолютизма просто бы не было.

Только массовый террор мог обеспечить утверждение в Западной Европе новой формы политаризма — абсолютистского политаризма (абсолютополитаризма). Характеризуя французский абсолютизм, Ф. Минье писал: «Корона распоряжалась совершенно свободно личностью при помощи бланковых приказов об арестовывании (lettres de cachet), собственностью при помощи конфискаций». з5

С абсолютистским политаризмом связана политика меркантилизма, которая на первых порах способствовала развитию капитализма, а затем стала ему препятство¬вать. Рано или поздно политаризм пришел в противоречие с потребностями экономи¬ческого развития. И там, где он набрал чрезвычайную силу, началось свертывание рыночных и капиталистическо-рыночных отношений, наступил не просто застой, а экономическая деградация. Так произошло, например, в Испании.

В других странах Западной Европы влияние абсолютистского политаризма не было столь губительным, но и там он стал тормозом развития. Неизбежным стало его уничтожение. И оно произошло насильственным путем. Основные вехи этого процес¬са — Нидерландская революция XVI в., Английская революция XVII в. и Великая Французская революция XVIII в.

Уже с появлением городов западноевропейской общество встало на единственный путь, который может обеспечить в принципе беспредельное развитие производительных сил, — путь роста производительности труда за счет совершенствования техники произ-

30 Там же. С. 355.

31 Тарле Е.Б. Падение абсолютизма в Западной Европе и России. 2-е доп. изд. Пг., 1924. С. 71.

32 Там же. С. 68

33 Там же.

34 Там же. С. 71.

35 Минье [Ф.] История Французской революции с 1789 до 1814 г. СПб., 1906. С. 7.

водства. Этот способ повышения продуктивности общественного производства, а тем самым и уровня развития производительных сил можно назвать техническими, или технологическим. Он полностью возобладал в Европе с появлением капитализма

Вся история развития производительных сил капитализма есть прежде всего исто¬рия совершенствования техники производства. Великим событием была начало в по¬следней трети XVIII в второй крупнейшей революции в развитии производительных сил человеческого общества — переход от ручного производства к машинной индуст¬рии. Этот переворот чаще всего именуют промышленной (индустриальной) революци¬ей. С появлением машинного производства под капитализм была подведена адекватная техническая база, что обусловило его последующее стремительное развитие

Возникновение капитализма вызвало крупные сдвиги в духовной культуре Для обслуживания новой техники были нужны были не просто грамотные, а образованные люди. Возникло и получило развитие всеобщее образование, вначале начальное, а потом и среднее. Капиталистическое общество стало вторым в истории грамотным обществом и первым обществом всеобщей образованности Вместе с капитализмом возникли средства массовой информации (СМИ) Первым из них была ежедневная печать, которая вскоре стала играть огромную роль в жизни общества. Xарактеризуя ее значение, Р. Киплинг писал.

Солдат забудет меч и бой,

Моряк — океанский шквал,

Масон пароль забудет свой,

И священник забудет хорал.

Девушка — перстни, что мы ей дарим,

Невеста — -«да» прошептать,

И еврей забудет Иерусалим,

Скорей, чем мы печать!! <... >

Интердикты Папа пишет зря,

Зря декреты волнуют умы,

Вот пузырь раздут — и нет пузыря,

Это делаем только мы!

Помни о битве, она страшна,

И троны должны признать,

Что Королева гордыни одна:

Печать — Печать — Печать!36

Вместе со школами и развитием всех видов печати элитарная культура все в большей и большей степени стала проникать в массы. Развитие капитализма привело к разрушению крестьянских общин, а тем самым и их культуры Все это вместе с всеобщим образованием и нараставшим процессом урбанизации привели к исчезнове¬нию столь характерного для политарного, феодального и парафеодального обществ дуализма культур В капиталистическом обществ на сосуществованию нескольких культур пришло сожительство нескольких субкультур в рамках одной культуры.

Развитие капитализма в Западной Европе в первой половине XIX в сопровожда¬лось ростом нищеты. Многочасовой рабочий день, тяжелые условия труда, мизерная

зб Киплинг Р (в переводе А Оношкович-Яцыны) Печать / / Р Киплинг Стихотворения Роман Рассказы М, 1998 С 315-316 зарплата толкали рабочих на борьбу против существующих порядков. Возникло и начало набирать силу рабочее движение. Дважды (в 1831 и 1834 гг.) восставали ткачи Лиона (Франция). В Англии начали действовать чартисты, создавшие в 1840 г. пер¬вую в мире рабочую партию.

В этих условиях возник марксизм, который оказал огромное влияние на обще¬ственную жизнь Европы, а затем и всего мира. Под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса возникло Международное товарищество рабочих (I Интернационал). В 1871 г. в обстановке социальных потрясений, вызванных проигранной войной с Прус¬сией, рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в ней свою власть. Возникла Парижская Коммуна.

Вскоре после ее поражения 1 Интернационал прекратил свое существование. Но это не остановило роста рабочего движения. Во всех странах Европы стали возникать социал-демократические партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В конце века они объединились во 11 Интернационал.

Организованное рабочее движение стало огромной общественной силой. Под его натиском капиталистическое государство вынуждено было во имя сохранения суще¬ствующего порядка, т.е. ради обеспечения интересов буржуазии в целом, ограничить аппетиты представителей этого класса, взятых в отдельности. Шаг за шагом стала законодательно ограничиваться продолжительность рабочего дня, вначале детей, а за¬тем и взрослых, устанавливаться государственный надзор за условиями труда, созда¬ваться система социального обеспечения.