Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фил. 2 / Ю.Семёнов Философия истории с.756.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
5.69 Mб
Скачать

7 См. Об всем этом: Семенов ю и. Об особенностях развития производительных сил докапиталис¬тических классовых обществ / / фи. 1985. № 1.

У основоположников марксизма есть высказывания, которые дают основания полагать, что приближались к различению естественного и социального уровней раз¬вития производительных сил, но сколько-нибудь четких формулировок мы у них не находим. И это понятно — они прежде всего исходили из данных, относящихся к капиталистическому обществу.

Этот же «капитализмоцентризм» имел, как уже отмечалось выше (3.13 8), факти¬ческое сведение социального уровня развития производительных сил к техническому. Несомненно, что то, какой производительной силой является человек, в значительной степени зависит от используемой им техники. Но не только. Существуют и другие факторы, от которых зависит степень способности человека к созданию общественно¬го продукта. И важнейшим среди них являются существующие социально-экономиче¬ские отношения. При одной и той же технической вооруженности, но при разных социально-экономических отношениях люди могут создавать далеко не одинаковое количество общественного продукта. Этот и другие нетехнические факторы можно объединить под общим названием социально-гуманитарного фактора.

Таким образом, в социальной продуктивности общественного производства тоже нужно различать две составляющие: техническую и социально-гуманитарную. Говоря о технике производства, нередко ее сводят к орудиям и машинам. Но к технике в более широком смысле относятся и системы земледелия, и конская упряжь и Т.П. Технический уровень развития производительных сил характеризуется не только ору¬дийной (орудийно-машинной) техникой, но и неорудийной техникой.

Тип производственных отношений в докапиталистических обществах опреде¬ляется техническим и даже не социальным, а суммарным уровнем производительных сил. Поэтому вполне возможно было существование в обществе с низким уровнем развития техники, но живущего в благоприятных природных условиях, социально-экономических отношений более высокого типа, чем в обществе с более развитой тех¬никой, но обделенного от природы.

4.2.6. Ячейки собственности, хозяйственные ячейки, иждивенческо-потребительские ячейки, хозяйственные организмы

Все сказанное выше позволяет перейти к анализу ячеек собственности, представ¬ляющих собой важнейший элемент системы социально-экономических отношений.

Когда в ячейку собственности входят средства производства, она представляет со¬бой производственную единицу: в ней создается общественный продукт. Такую ячейку собственности можно назвать хозяйственной, или экономической, ячейкой (хозоячейкой, или экономъячейкой). Экономъячейка может совпадать с социалыю-историческим ор¬ганизмом. В таком случае она одновременно является и хозяйственным, или экономи¬ческим, организмом (хозорганизмом, или экономорганизмом), т.е. таким экономическим образованием, которое в принципе может существовать и функционировать независимо от других таких же образований. Если при этом все члены социоисторического организ¬ма вместе взятые являются собственниками средств производства и предметов потреб¬ления, перед нами общественная собственность в ее наиболее чистом виде.

Когда экономическая ячейка не совпадает с социоисторическим организмом, в состав последнего входит не одна, а несколько хозяйственных ячеек. В таком случае экономическим организмом является объединение экономических ячеек, которое обычно совпадает с социально-историческим организмом.

Если в хозяйственной ячейке, входящей наряду с несколькими другими такими единицами в социор, не происходит эксплуатация человека человеком, ее можно на¬звать ячейкой обособленной собственности. Обособленная собственность может быть персональной, когда собственником является один человек, и групповой, когда несколь¬ко человек совместно владеют средствами производства.

Если в экономической ячейке процесс производства одновременно является и процессом эксплуатации, перед нами - ячейка частной собственности. С чисто юри¬дической точки зрения частная собственность - такое отношение собственника к вещам, которое в идеале предполагает его безраздельное господство над ними. Все остальное не имеет значения. Частная собственность как экономическое отношение есть нечто иное.

Частная собственность как экономическое отношение есть такая собственность одной части членов общества, которая позволяет ей присваивать труд другой (и обяза¬тельно большей) части его членов. Эти две части общества, отличающиеся друг от друга местом, занимаемом ими в определенном общественно-экономическом укладе (конкретнее: отношением к средствам производства и способом получения и размера¬ми получаемой доли общественного продукта), а нередко также ролью в организации труда, представляют собой не что иное, как общественные классы. Каждый антагони¬стический общественно-экономический уклад с неизбежностью предполагает сущест¬вование двух общественных классов. Это — парно-антагонистические классы.

Как уже указывалось, в обществе, кроме антагонистических укладов, которые всегда являются стержневыми, могут существовать дополнительные уклады, как пра¬вило, антагонистическими не являющиеся. И люди, связанные с каждым из таких дополнительных укладов, образуют особый общественный класс, ибо занимают особое место, но только не внутри какого-либо уклада как парно-антагонистические классы, а в социально-экономическом строе общества в целом. Примером может послужить мелкая буржуазия в капиталистическом обществе. Такого рода классы можно было бы назвать одиночными. В результате существования в обществе нескольких различного рода укладов число общественных классов в нем может доходить до пяти. Кроме того, в обществе всегда имеются люди, не входящие в состав ни одного класса. Это — внеклассовые слои общества.

Частная собственность является полной, когда члены господствующего класса безраздельно владеют средствами производства, а члены другого класса целиком от-чуждены от них. Таковы рабовладельческая и капиталистическая частная собствен¬ность.

Но частная собственность может быть расщеплена на верховную частную соб¬ственность членов господствующего класса и подчиненную обособленную собствен¬ность членов эксплуатируемого класса. Такова, например, феодальная частная собст¬венность. В подобном случае антагонистический способ производства является двухэ¬тажным. Феодальный общественно-экономический уклад включал в себя в' качестве своей основы крестьянско-общинный уклад. Верховная частная собственность — всег¬да собственность не только на средства производства, но и на личности непосредствен¬ных производителей. Последние — подчиненные собственники не только средств производства, но и своей личности.

Кроме верховной частной собственности на личность производителя, может суще¬ствовать и полная собственность на нее, как это имело место при рабовладельческом способе производства. Рабовладельческая экономическая ячейка была единицей пол¬ной собственности, как на все средства производства, так и на личности работников, входивших в нее. Таким образом в ячейку собственности, кроме собственника (собст¬венников), могут входить и иные люди. Однако они не обязательно должны входить в нее в качестве объектов собственности. Они могут быть, например, и наемными работ¬никами.

Частная собственность может различаться и по тому, как конкретно члены гос¬подствующего класса владеют средствами производства (а иногда и работниками). Частными собственниками могут быть члены этого класса, взятые по отдельности. Это — персональная частная собственность. Частная собственность может быть групповой. Такова, например, акционерная собственность при капитализме.

И наконец, средствами производства (и работниками) могут владеть все члены господствующего класса, только вместе взятые, но ни один из них в отдельности. Это — общеклассовая частная собственность. Общеклассовая частная собствен¬ность всегда приобретает форму государственной. Это с неизбежностью обуславли¬вает совпадение класса эксплуататоров, если не со всем составом государственного аппарата, то, во всяком случае, с его ядром.

Описанный способ производства известен под названием азиатского. Лучше всего назвать его политарными (от греч. полития, политея — государства), или просто поли-таризмом. Но если говорить точнее, существует не один единый политарный способ производства, а несколько разных политарных способов производства. Один из них, который был первым в истории человечества антагонистическим способом производст¬ва и существовал в эпоху Древнего Востока, а затем и в последующие периоды истории Востока, вплоть до XIX В., я буду называть палеополитарным, или древнеполитарным. Все политарные способы производства имеют между собой много общего.

Так как политаристы владели средствами производства и производителями ма¬териальных благ только сообща, то все они вместе взятые образовывали особого рода корпорацию. Общеклассовая собственность всегда есть собственность корпоративная. В данном случае эта корпорация представляла собой особую иерархически организо¬ванную систему распределения прибавочного продукта — политосистему. Глава этой системы, а тем самым и государственного аппарата, был верховным распорядителем общеклассовой частной собственности и, соответственно, прибавочного продукта. Это¬го человека, роль которого была огромна, можно было бы назвать политархом.6 Соот¬ветственно с этим возглавляемая политархом ячейка общеклассовой частной собствен¬ности — политархия. Она же одновременно была и социоисторическим организмом, и государством.

Любой политарный способ производства предполагал собственность политарис-тов не только на средства производства, прежде всего землю, но и на личность непо¬средственных производителей. А это означает существование права класса политари-стов на жизнь и смерть всех своих подданных. Поэтому для политарных обществ характерно существование практики постоянного систематического террора государ¬ства против всех своих поданных. Этот террор мог проявляться в разных формах, но он всегда существовал. Особенно жестким и массовым был террор в эпохи становле¬ния политаризма.