Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология межличностных отношений / литература / Куницына - Психология межличностных отношений.doc
Скачиваний:
213
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
15.89 Mб
Скачать

Глава 12. Чувства и эмоции в общении * 229 При этом степень осознанности эмоций и чувств мо-

Осознание эмоций

1) отчетливая фиксация человеком своего состо-

состояние, которое он не может определить, но в то же яния< создающая воз­можность управления и

время знает, что оно продолжается и что его невозможно

контроля за этим состоя­нием; 2) способность выразить это состояние в

жет быть различной. Человек может знать, что он пере­живает нечто и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает

ни с чем сравнить).

знаковой форме.

Иной уровень, который можно назвать собственно осо­знанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях («Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»-). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:

  • способность предвидеть их развитие;

  • понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их по­ следствия.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, заключается в том, что эмо­циональные процессы осознаются не полностью и не всегда. Не осознаются, прежде всего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. Поэтому многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не полу­чают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к лю­дям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, суще­ствует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперни­ков замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавли­ваются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.

Основной показатель зрелой нормальной эмоции — ее произвольный характер. Произвольность при этом понимается как возможность опосредованного управле­ния выражением, переживанием и порождением эмоции.

Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции — все это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.

Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые спе­цифические переживания, связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, при­обретая тем самым сугубо социальный характер.

Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение фор­мам выражения. Ребенок учится не только узнавать, например, что эмоция, которую он переживает, называется злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.

230 • РАЗДЕЛ IV. Межличностные отношений

ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. Если Ч. Дарвин в своей работе «Выражение эмо­ций у человека и животных» (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденны­ми механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования пока­зали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также игра­ют существенную роль в эмоциональном поведении людей.

К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших этот вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 г.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голо­ву живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совер­шал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На про­тяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные груп­пы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотогра­фий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояни­ях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать ти­пичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установ­лено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел до­полнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобра­зить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым фор­мам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испы­туемых, когда они переживали подлинные эмоции.

Таким образом, эксперименты Лэндиса указывают на необходимость различать об­щепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).

Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состоя­ний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. Например, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавши­еся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные историчес­кие эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собствен­ной сексуальной активностью.

Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции — эмоция страха у мужчин. Если «настоящий мужчина» не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.