Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология межличностных отношений / литература / Куницына - Психология межличностных отношений.doc
Скачиваний:
213
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
15.89 Mб
Скачать

Глава 7. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии • 125

7.2.1. Ритуалы как способ обозначения границ взаимодействия

Одна из функций ритуалов — обозначение границ взаимодействия, создание опреде­ленной ситуационной рамки, позволяющей участникам ориентироваться в целях и способах взаимодействия.

Приветствия и прощания — знаки начала и завершения встречи, указание на то, какой сценарий социальной ситуации должен быть запущен, какой характер люди намерены придать своим отношениям. Представьте, что при встрече ваш приятель не поздоровался с вами, или читающий лекцию преподаватель, не подводя итогов, не прощаясь, вдруг уходит из аудитории. В каждом из этих случаев нарушен закон яс­ного определения границ социальной ситуации, в результате чего участники взаи­модействия перестают ориентироваться в ситуации и ищут объяснения подобному поведению.

7.2.2. Ритуалы как формы поддержки или взаимного принятия

Выполнение ритуальных элементов становится знаком стабильности социальных отношений, с одной стороны («все идет как прежде, значит, все в порядке»), и лич­ностной и групповой идентификации, с другой («со мной здороваются, со мной разговаривают, значит, я нужен, я — свой»).

Анализ этой функции межличностных ритуалов проводит Э. Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» (Берн, 1988). Используя термин «поглаживание» для обозначения любого акта, предполагающего признание присутствия другого че­ловека, он рассмотрел, каким образом приветствия предоставляют или не предостав­ляют психологическое признание другому в момент встречи. Автор приводит следу­ющие примеры:

  1. А: Привет! (Доброе утро!) В.: Привет ! (Доброе утро!)

  2. А: Тепло сегодня, правда? (Как поживаете?)

Б: Да. Хотя, по-моему, скоро пойдет дождь. (Прекрасно, а Вы?)

  1. А: Ну, счастливо. (Все в порядке.) Б: До встречи.

  2. А: Пока!

Анализируя этот обмен репликами, Берн отмечает, что, на первый взгляд, он не несет никакой информации. Даже если собеседникам есть что сообщить друг другу, они мудро воздерживаются от этого. Чтобы А мог рассказать о том, как он поживает, ему понадобилось бы минут пятнадцать, но у Б — видимо, случайного знакомого — нет времени и желания его слушать. В то же время такую серию трансакций (взаимо­действий) справедливо назвать ритуалом из восьми «поглаживаний». Если бы А и Б спешили,' они вполне могли бы удовлетвориться двумя «поглаживаниями»: «При­вет! — Привет!». Если бы они были старомодными восточными монархами, то, прежде чем пер'ейти к делу, им пришлось бы исполнить ритуал из двухсот «поглаживаний».

126 • РАЗДЕЛ 111. Межличностное взаимодействие

В нашей ситуации, говоря языком трансакционного анализа, А и Б слегка улучшили самочувствие друг другу, и каждый из них благодарен другому за это.

Этот ритуал с обеих сторон основан на тщательном интуитивном расчете. На этом уровне знакомства оба собеседника чувствуют, что должны друг другу при каждой встрече примерно четыре «поглаживания»-, и при этом не чаще раза в день. Если они вскоре встретятся снова (например, через полчаса) и ничего нового за это время не возникнет, они просто пройдут, не заметив друг друга или слегка кивнув головой.

Интересен и случай, когда вместо лаконичного обмена приветственными репли­ками кто-то из партнеров увеличивает их число, Например, В и Г обычно следуют ритуалу из двух «поглаживаний». Но вот однажды вместо того, чтобы, обменявшись стандартными приветствиями, пройти мимо, В останавливается и спрашивает: «Как дела?». Происходит следующий диалог:

  1. В: Привет! Г: Привет!

  2. В: Как дела?

Г: (озадачен): Прекрасно, Л у вас?

3) В: Великолепно. Тепло сегодня, правда?

Г: Да. (осторожно) Хотя, похоже, будет дождь.

  1. В: Приятно было повидать вас.

  2. Г. И мне. Извините, я должен успеть в библиотеку до закрытия. Всего хорошего.

  3. В: Всего хорошего.

Торопливо уходя прочь, Г ломает голову: «Что это с ним вдруг случилось?» В тер­минах трансакционного анализа подразумевается следующее: «Он мне должен всего одно „поглаживание". Почему он вдруг выдал пять?»

И еще один пример.

Д говорит: «Привет!» — а Е, не отвечая, проходит мимо. «Что с ним произошло? -думает Д, то есть: «Я „погладил" его, а он мне „поглаживания" не вернул». Если Е продолжает вести себя подобным же образом и с другими знакомыми, то это навер­няка вызовет осуждающие разговоры в его окружении.

Сходную функцию выполняют ритуалы прощания, благодарностей и т. д.

Поддерживающую функцию ритуалов взаимодействия анализировал другой

американский ученый Эрвин Гофман (Goffman, 1967; результаты его исследований

см. также в гл. «Структура межличностного взаимодей-

Ритуалы избегания

предписываемые ограни­чения поведения, пред­назначенные для поддер­жания социальной дис­танции между индивида­ми посредством указания на то, чего не следует де-

ствия»).

Рассматривая ритуалистический но своей природе феномен уважительного поведения, функция которого — выразить уважение и признательность одного человека другому, Гофман различает два вида поведения, каждый из которых ориентируется на соответствующий тип ри­туала: ритуал избегания и ритуал презентации.

Ритуалы избегания — это предписываемые ограниче-

лзть по отношению к

партнеру, чтобы не уще­мить его свободу и инди­видуальность.

ния поведения, предназначенные для поддержания соци-

альной дистанции между индивидами. Они ограничива­ют степень вовлеченности индивидов в социальное отно-

ГЛАВА?. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии • 127 шение, помогают сохранять некоторый уровень формаль-

кости и определенную степень индивидуальной автоно­мии для его участников. К примеру, проявлением добро­желательного отношения к вашим знакомым будет тра-

Ритуалы

презентации

предписываемые моде­ли уважительного пове-диционныи вопрос об их делах, самочувствии. Однако он дениЯг служащие цели

поощрения и активиза­ции взаимодействия по­средством выказывания знаков уважения.

прозвучит кощунственно, если вам известно о смертель­ ной болезни собеседника или о каких-то трагических об­ стоятельствах в его жизни. Ритуалы избегания требуют хранить молчание по поводу смущающих или дискреди­ тирующих эпизодов, а также молчание о сохранении мол- ч

чания.

Ритуалы презентации — это тоже предписываемые модели уважительного пове­дения, но они служат цели поощрения и активизации взаимодействия.

Если ритуалы избегания предписывают, чего не следует делать по отношению к партнеру, чтобы не ущемить его свободу и индивидуальность, то ритуалы презента­ции предписывают способы вовлечения партнера во взаимодействие путем выказы­вания знаков уважения. Такими знаками являются приветствия, приглашения, ком­плименты, небольшие услуги. Ритуалы презентации — это позитивные ресурсы для оказания уважения индивиду, необходимые для поддержания доверия в повседнев­ной жизни.

7.2.3. Ритуалы как форма защитного поведения

Ритуалы могут выступать как форма защитного поведения, способ управления кон­фликтным взаимодействием, способ регулирования общения в случае несоответ­ствия в определении ситуации или в ожиданиях между партнерами.

Подробный анализ этой функции можно найти в работах Э. Гофмана. Участвуя во взаимодействии, люди берут на себя обязательства по его поддержанию в соот­ветствии с определенными договоренностями. Предполагается, что каждый из них, поступаясь собственными непосредственными чувствами и реакциями, будет при­держиваться того видения ситуации, которое хотя бы на время окажется приемле­мым для остальных. Это демонстрируемое единодушие облегчается тем, что каждый из присутствующих, как правило, скрывает свои истинные желания за заявлениями, в которых утверждаются общепризнанные ценности,

Неверное, несоответствующее предположениям присутствующих определение ситуации ведет к дезорганизации нашего внешнего «Я» и к замешательству, кото­рое, по мнению Гофмана, является основным препятствием для взаимодействия. Замешательство проявляется в утрате человеком столь необходимых для нормаль­ного общения самообладания, хладнокровия и апломба — качеств, свидетельствую­щих о способности поддерживать состояние целостности и собранности при контак­тах с другими людьми. Человек теряет спокойствие, уравновешенность, ощущение своей тождественности, а система взаимодействия в целом приобретает эластич­ность, заставляя ее участников искать новые пути и способы приспособления к ней.

128 • РАЗДЕЛ III. Межличностное взаимодействие

Важную роль в поисковой деятельности играют разнообразные меры «защитного ха­рактера», как направленные на сохранение своего собственного определения ситуа­ции, так и поддерживающие то определение ситуации, которое было выработано ос­тальными участниками взаимодействия.

Эти меры во многом носят ритуальный характер. Гофман относит к ним процесс избегания, процесс уточнения и агрессивность.

Процесс избегания предполагает устранение от контактов с людьми, общение с которыми таит для нас скрытую или непосредственную опасность. К нему же отно­сятся те реакции на происходящее, которые свидетельствуют о «несерьезном» отно­шении человека, которому угрожает «потеря лица», к сложившимся обстоятельствам. В число этих реакций входят, например, попытки отделаться шуткой или сделать вид, что выпад не замечен или не понят.

Если избежать неприятной ситуации невозможно, то участник взаимодействия прибегает к корректирующим мерам по пересмотру сложившегося ритуала в данной ситуации, или процессу уточнения. Примерами могут служить подчеркнутая вежли­вость с «обидчиком», сохранение при общении с ним внешней доброжелательности, обмен визитами и подарками. Эти корректирующие меры служат сигналами того, что поведение участника взаимодействия неправомерно, «провинившемуся» предо­ставляется возможность исправиться, восстановить нарушенное равновесие.

Наконец, если предполагаемый ход развития событий нарушен умышленно, а угро­за лицам, участвующим во взаимодействии, является намеренной и сознательной, используются агрессивные ритуалы. Это происходит в тех случаях, когда обидчик, убедившись в готовности присутствующих дать ему шанс на исправление и принять его извинения, начинает чувствовать свою безнаказанность и действовать исключи­тельно в собственных интересах, демонстрируя «циничную разнузданность»: уколы и насмешки, высокомерие и пренебрежение.

Интерес представляет еще одно условие церемониальной деятельности, на кото­рое обратил внимание Гофман. Это — наша манера держаться, то есть использова­ние определенного набора средств, с помощью которых люди соответствующим вне­шним образом преподносят себя друг другу. Эта сторона ритуального поведения, которая, какч правило, находит свое выражение через осанку, платье, обхождение с людьми, свидетельствует о наличии ряда желаемых или нежелаемых качеств. В со­временном ему американском обществе Гофман выделял такие черты внешнего це­ремониального облика человека, как осмотрительность, скромность в собственных притязаниях, спортивность, свободное владение речью и своим телом, контроль над своими эмоциями, аппетитами, желаниями, способность сохранить самообладание, даже испытывая внешнее давление и т. п. Наше внешнее «Я», если оно исправно участвует в ритуальных церемониях, стремится соответствовать расхожим в обще­стве, представлениями, что также может рассматриваться как проявление защитной функции ритуального поведения.

Таким образом, ритуальные взаимодействия, оставаясь формальными прави­лами, делают социальный мир безопасным, «ткут» социальную ткань доверия лю­дей друг к другу. Без них наше повседневное существование становится угрожаю­щим.