Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология межличностных отношений / литература / Куницына - Психология межличностных отношений.doc
Скачиваний:
213
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
15.89 Mб
Скачать

Глава 18. Трудности межличностного общения • 353

ление движений до размера действий, совершаемых тихо, бесшумно, украдкой» (Си-корский, 1912, с. 668).

К. Изард в своей монографии, посвященной эмоциям человека, среди девяти фун­даментальных эмоций выделяет и подробно рассматривает стыд и застенчивость. Однако он не различает эти понятия между собой, и это создает большие сложности р правильном понимании приводимых им статистических данных и теоретических рассуждений. Изард подчеркивает, что для разных людей ситуации, вызывающие ,стыд, различны. «Общей чертой ситуаций, вызывающих стыд, является присутствие В них возбуждения и удовольствия» (Изард, 1982, с. 348). При этом стыд на теорети­ческом уровне рассматривается как эмоция, а застенчивость — как личностная чер­та. Подчеркивается, что страх, вина, стыд и застенчивость играют большую роль в человеческих отношениях, в процессах социализации и развития личности.

Застенчивость как отдельное, самостоятельное свойство личности в отечествен­ной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ. В част­ности, И. С. Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания, образа «Я» на фоне серьезных изменений психосоматических функций; возрастает интерес к свое­му изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаются тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления со­ответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа «я», неуверенность в себе. Повышенная эмоцио­нальная неустойчивость усиливает потребность в интимном, доверительном обще­нии, но блокируется застенчивостью (человек не решается говорить о своих пережи­ваниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности.

А. Б. Добрович отмечает, что переживание своих недостатков и занижение само­оценки нередко наблюдаются в ситуации «на людях», в присутствии зрителей, осо­бенно незнакомых (Добрович, 1980). Он предлагает ряд рекомендаций но преодоле­нию подобных трудностей. В первую очередь, необходимо избегать «поглощенности собой», ослабить напряжение, вызванное строгим самоконтролем, научиться аде­кватно воспринимать себя «глазами других».

Ряд исследований застенчивости проводился в зарубежной (в частности, амери­канской) психологии.

По данным Дж. Чика, застенчивыми себя считают 40 % взрослых людей; 85 % за­стенчивых полагают, что это свойство создает преграду на пути к успеху и реализа­ции возможностей. У многих застенчивых наблюдается отрицательная самооценка; в некоторых случаях чувство собственной неполноценности может привести к деп­рессии. Как правило, заниженная самооценка застенчивых не соответствует действи­тельности, что подтверждают оценки застенчивых, сделанные другими людьми по фотографиям и видеозаписям (Чик, 1984).

Застенчивости посвящена книга американского психолога Ф. Зимбардо (Зимбар-до, 1987), имеющая ярко выраженную практическую направленность. Первая часть под названием «Застенчивость — что это такое» через высказывания и письма

354 * РАЗДЕЛ VII. Трудности и дефекты общения

застенчивых людей раскрывает их личностный мир и основные причины возникно­вения трудностей в общении. Вторая часть, «Что с этим делать», предлагает читате­лю ознакомиться с возможными способами преодоления застенчивости. Некоторые рекомендации Ф. Зимбардо приводятся в конце данной главы.

Исследования Ф. Зимбардо и др. (Цит. по: Изард, 1982) показали, что из 800 сту­дентов высшей школы 82 % считают себя «склонными к застенчивости», а 42 % регу­лярно испытывают застенчивость. Только 1 % опрошенных ответили, что никогда не испытывали этого состояния. Еще большее количество японских студентов сочло застенчивость одной из своих личностных характеристик, В результате кросс-куль­турных исследований Ф. Зимбардо выявил очень высокий уровень застенчивости у японцев (57%) и жителей Тайваня (53%). Он указывает, что три четверти японцев считают застенчивость проблемой.

В ходе исследований выяснилось, что немало нарушений при возникновении за­стенчивости претерпевают процессы саморегуляции и самоконтроля: 18 % испытуе­мых охарактеризовали состояние застенчивости повышенным самосознанием, 67% отмечали повышенный контроль, 59 % были заинтересованы социальной оценкой. Вероятно, озабоченность застенчивого человека собой происходит «из-за чрезмер­ного возрастания таких процессов обратной связи, как самоконтроль и восприятие оценок окружающих» (Зимбардо, 1987).

Несмотря на различное толкование застенчивости разными авторами, можно вы­делить ряд общих моментов в понимании ее природы. Это связь застенчивости с са­мосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и воз­никновение трудностей в процессе общения.

18.2.3. Природа застенчивости

Является ли застенчивость природным или социально приобретенным свойством? Ф. Зимбардо в своей книге приводит разные точки зрения:

  • исследователи личностных черт считают, что застенчивость — это наследствен­ ная черта, как интеллект или рост;

  • бихевиористы объясняют застенчивость несформированностью необходимых со­ циальных умений;

» психоаналитики видят в застенчивости симптом неосознаваемого внутрилично-стного конфликта;

* социологи и некоторые детские психологи верят, что застенчивость может быть понята в терминах социального программирования: условия общества делают нас застенчивыми.

Дж. Чик считает, что примерно в 40 % случаев застенчивость обусловливается генетическим фактором, определяющим предрасположенность к возникновению это­го свойства. У робких людей есть определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительно­сти к конфликтам и угрозе (Чик, 1984).

В ходе исследования (В. Н. Куницына, 1991) многие люди писали сочинения о за­стенчивости но предложенному приблизительному плану. Среди нескольких сотен со­чинений привлекло внимание следующее; его автор — профессор технического вуза.

ТЛАВА18. Трудности межличностного общения

«Я считаю себя застенчивым. Вопреки этому я к 40 с небольшим годам обзавелся всем набором ученых званий и степеней. В известной мере свою застенчивость я смог преодолеть (перестал бояться общения с большим коллективом), когда начал вести практические, потом лекционные занятия. Но до сих пор мне требуется преодолеть внутреннее сопротивление, чтобы заявить о своих бесспорных правах, которые кто-то по невнимательности или умышленно ущемил. Я теряюсь в магазине, с кассира­ми, — это проявляется в неуверенном голосе, я начинаю торопиться, чтобы скорей закончить неприятную процедуру проверки покупки, примерки и т. д.

Я считаю себя застенчивым и в общении с женщинами. Мне повезло в семейной жизни, я не испытывал необходимости в дополнительных неформальных контактах, а служебные обычно ограничиваю до минимума.

Сейчас я уже не краснею от застенчивости, хотя это и не исключено. Повторяю, я застенчив, когда дело касается меня самого. Если нужно просить за другого — пси­хологический барьер преодолевается мною гораздо легче. Со стороны не все воспри­нимают меня застенчивым, о чем узнал совсем недавно. Мне казалось, что мой порок заметен всем. Если меня не обманули, значит, я научился скрывать свою застенчи­вость. Но бесследно это не проходит, так как неврозы „выходят наружу" позднее.

О всех возможных причинах застенчивости судить не могу. М.оя собственная за­стенчивость вызвана, по-видимому, многими причинами: авторитарным воспитани­ем, слабым физическим здоровьем, особенностями психофизического склада, отсут­ствием активного общения с детьми в дошкольном возрасте. Преодолению застен­чивости способствовали:

  • активные (по долгу службы) контакты с людьми;

  • познание человеческой психики (многие собеседники или сотрудники становят­ ся для меня ясными настолько, что я могу прогнозировать их поведение).

Незастенчивые люди, по-моему, не существуют. Есть застенчивые и беззастенчи­вые, которые мне глубоко неприятны».

Существенное значение для формирования застенчивости имеют следующие фак­торы:

  • порядок рождения детей в семье;

  • система воспитания в семье;

  • застенчивость родителей.

Как показывают исследования, «первые» (то есть рожденные первыми) дети бо­лее нуждаются в поддержке и имеют более низкое самоуважение, чем поздние дети. «Вторые» дети более эффективно обучаются межличностным умениям (умениям вести переговоры, снискать расположение к себе, убеждать, находить компромисс и т. д.). Эту особенность подтверждают учителя, и эту же тенденцию выявили иссле­дования в Южной Калифорнии (среди 1*750 школьников средней школы): «вторые» более популярны в игре и дружбе среди сверстников, менее застенчивы, чем «пер­вые» (Зимбардо, 1987, с. 86).

У застенчивых родителей чаще бывают застенчивые дети.

Застенчивость как трудность доверительного общения в норме возникает у лю­дей разного пола, возраста, профессии и семейного положения и почти не проявля­ется в общении со сверстниками. Застенчивость очень хорошо осознается челове­ком, но при этом с нею трудно справиться.

356 • РАЗДЕЛ VII. Трудности и дефекты общения

Русский композитор П. И. Чайковский так пишет о себе в письме к баронессе Фон Мекк (1879 год, 19-20 февраля, Париж);

«...По природе я — дикарь. Каждое знакомство, каждая новая встреча с человеком незнакомым была для меня всегда источником сильнейших нравственных мук. Мне даже трудно объяснить, в чем сущность этих мук. Быть может, это доведенная до ма­нии застенчивость, быть может, это полнейшее отсутствие потребности в общитель­ности, быть может, ложный страх показаться не тем, что я есть, быть может, неумение без насилия над собой говорить не то, что думаешь. ...Единый бог знает, сколько я страдал от этого».

18.2.4. Психологическое содержание феномена застенчивости

Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство лич­ности. Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воз­действий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее мож­но представить в виде континуума, на одном конце которого будут очень застенчи­вые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в обще­нии (личностная застенчивость), а на другом — незастепчивые люди (свободные в общении), чрезвычайно редко испытывающие смущение, напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно -застенчивых.

В особую, относительно немногочисленную группу выделяются чрезмерно сво­бодные, общительные до навязчивости, бесцеремонные люди — беззастенчивые.

Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самовос­питания может происходить «перестановка» компонентов этого процесса: незастен­чивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый, неправиль­но адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых.

Один из учащихся 6 класса, где проводилось сочинение о застенчивости, написал о себе так:

«Застенчивость очень мешает мне в общении с незнакомцами. В марте к сестре приехала подруга; меня с ней знакомили, и мне было как-то не по себе. Товарищи говорят, что я очень стеснительный. Я стараюсь с ней (застенчивостью) справляться, стараюсь быть разговорчивым, больше на виду, не краснеть при знакомстве. Мои дру­зья мне говорили, чтобы я был тверд в себе и грубей».

Надо сказать, что в этом мальчик слишком преуспел. Когда в этом классе через два года был проведен повторный опрос, все одноклассники без раздумий отнесли его к группе беззастенчивых. Сам же он по-прежнему считал себя застенчивым и приводил достаточно доказательств в пользу этого заключения.

По результатам нашего исследования (В. Н. Куницыиа, 1991), среди студентови школьников (обследовано 1300 человек) 25 % оказалось застенчивыми, 34 % — ситу­ативно-застенчивыми, 28% — незастенчивыми (свободными в общении) и 13% -беззастенчивыми (рис. 18.3).