Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология межличностных отношений / литература / Куницына - Психология межличностных отношений.doc
Скачиваний:
213
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
15.89 Mб
Скачать

Глава 21. Деструктивное общение • 401

Хотя есть много общего в причинах лжи (корыстные побуждения, стремле­ние избежать наказания или унижения и т. д.), есть и отличия. Так, напри­мер, для русских характерна так называемая «ложь во спасение», однако на­много реже по сравнению с американцами встречается ложь с целью избежать вме­шательства в свою личную жизнь, оградить себя от назойливого любопытства. Вьетнамцы в своем понимании лжи приближались к русской субъективно-нравствен­ной модели, что объясняется, вероятно, не только принадлежностью к бывшему со­циалистическому лагерю с его специфическим менталитетом, но и некоторой «обру-селостью» испытуемых.

Субъективно-нравственное понимание лжи, в отличие от морально-правового, по­зволяет человеку, который готов солгать в суде и дать ложные свидетельские показа­ния (а таких среди русских опрошенных было 63 %), считать себя правдивым. Моти­вы такого поведения («во имя спасения невиновного», «неверие в объективность суда» и пр.) могут быть оценены как субъективно-нравственные, хотя, на наш взгляд, они в реальном поведении все более приближаются к безнравственным и сомни­тельным побуждениям.

Таким образом, психологические особенности двух различных типов понимания лжи выявились как в теоретическом, так и экспериментальном исследовании.

(См. Знаков В. В. Западные и русские традиции в понимании лжи (Послесловие к книге П. Экмана «Психология лжи»). — СПб: Питер, 1999.)

нии; ложь как сознательное искажение известной субъекту истины, осуществляемое с целью введения в заблуждение собеседника, а обман как такую полуправду или правду, которая по мнению обманщика, спровоцирует обманываемого на ошибоч­ные выводы из достоверных фактов» (Знаков, 1999 (2), с. 255).

Таким образом, можно сделать вывод, что обман есть форма замаскированного манипулирования.

Ложь, лицемерие, обман всегда вызывают у жертвы чувство незаслуженного уни­жения, они оскорбительны и наполняют человека чувством бессилия и обиды, раз­рушают взаимоотношения.

От обмана трудно защититься, но его можно распознать. И этому учат психологи, раскрывая поведенческие признаки обмана.

Так, например, исследования П. Экмана показали, что о лжи и обмане могут свидетельствовать долго не меняющееся или несвоевременное выражение лица. Особенно важную информацию об искренности или неискренности человека дает его улыбка. Главным отличием фальшивой улыбки от искренней является несвое­ временность, асимметричность. Несмотря на явность —,.

это умышленное искаже­ние истины и введение в заблуждение других людей.

этих признаков, полученных в экспериментах и зафикси- Ложь

рованных на видеопленке, люди плохо различают ис­креннюю и фальшивую улыбку и потому могут сильно заблуждаться относительно истинных намерений и пе­реживаемых чувств партнера по общению.

402 • РАЗДЕЛ VII. Трудности и дефекты общения

21.1.2. Эгоизм как основа деструктивного общения

Эгоистическая направленность личности, подобно эгоцентрической центрации на собственной персоне и занимаемой позиции, проявляется в выдвижении на первый план своих интересов и целей взаимодействия в ущерб интересам партнера. Корыст­ные устремления эгоистичного партнера могут выражаться в стремлении не только достичь отнюдь не бескорыстных материальных целей, но и получить дополнитель­ную психологическую выгоду от принижения партнера для того, чтобы лучше выгля­деть на его фоне.

Эгоизм не является нейтрально индифферентным личностным свойством; он на­ступателен и агрессивен, изобретателен и мстителен.

Приведем пример взаимодействия, в котором корыстно-деструктивные мотивы выступают отчетливо. Как известно, существуют любители доводить до сведения коллег и приятелей адресованные им недобрые слухи и оценки, а затем со .злорадно наблюдать смятение и огорчение человека, слушать его запоздалые оправдания. Де­кларируемые дружеские чувства не позволяют «доброжелателям» открыто выска­зывать неудовольствие успехами, служебным продвижением, какими-либо иными позитивными поступками опороченного человека, однако существует возможность тайно присоединиться к передаваемым слухам.

Конкретное исследование проявлений эгоизма, своекорыстия в поведении лю­дей в современной России осуществил К. Муздыбаев (см. врезку). Описывая резуль­таты исследования, автор подчеркивает, что эгоистическое «...неуважение интересов других», «осуществление своих целей за счет других или даже в ущерб другим уже заключают в себе деструктивный, конфликтный и, в конечном итоге, десолидаризи-рующий потенциал» (Муздыбаев, 2000, с. 27).

Результаты исследования К. Муздыбаева позволяют сделать вывод о том, что эго­исты не способны к конструктивному взаимодействию и обладают рядом личност­ных свойств, превращающих личные контакты с ними в деструктивное общение, чре­ватое осложнениями, унижением, незаслуженными огорчениями и страданиями для партнеров.

Существуют другие деструктивные формы взаимодействия, где страдают, хотя и в неравной мере, обе стороны. Это — общение, пронизанное агрессией.

21.2. Агрессивно-конфликтное взаимодействие

Агрессивность как черта личности неизбежно придает общению и взаимодействию деструктивный оттенок. Она может принимать самые разнообразные формы: мсти­тельность, враждебность, попреки и угрозы, обиды и са-| монаказание, крики и ссоры, тихое ворчание, неотступ-

идчику своисг енно ная критика /у друГИх — самобичевание) и т. д. Часто за ненавидеть тех, кого он ,

этим стоит неосознанное стремление «достать» собесед-

обидел.

(Тацит; Афоризмы, 1966)

ника, партнера.

Агрессивно-конфликтное взаимодействие держит парт­нера в напряжении и активизирует у него разнообразные