Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология межличностных отношений / литература / Куницына - Психология межличностных отношений.doc
Скачиваний:
213
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
15.89 Mб
Скачать

Глава 6. Структура межличностного взаимодействия

103

Деловой уровень общения

уровень общения, на ко­тором людей объединя­ют интересы дела, со­вместная деятельность, поиск средств повыше­ния эффективности со­трудничества; общение является психологически отстраненным, домини­рует Я—Вы контакт,

Интимно-личностный уровень общения

уровень, на котором ос­новной целью общения является удовлетворе­ние потребности в пони­мании, сочувствии, пе­реживании; от партне­ров ожидаются психоло­гическая близость, эмпа-тия, доверительность.

В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой (или кратковре­менное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный.

На социально-ролевом уровне контакты ограничивают­ся ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Ос­новной принцип взаимоотношений на этом уровне — зна­ние и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия.

На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотноше­ний — рациональность, поиск средств повышения эффек­тивности сотрудничества.

Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, проникно­вением во внутренний мир других людей, прежде всего близких. Основной принцип такого общения — эмпатия.

Еще одна классификация видов межличностного вза­имодействия принадлежит известному американскому психологу Эрику Берну. В ее основе лежит то, что Берн назвал потребностью в структурировании времени,

объяснив это следующим образом: «Хорошо известна проблема, часто встречающая­ся у подростков после первой встречи: „Ну и о чем мы лотом с ней (с ним) будем говорить?" Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей. Достаточно вспом­нить труднопереносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появ­ляется период времени, незаполненный разговором, причем никто из присутствую­щих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разго­вору замереть. Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. <...> Одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаи­мопомощь и в этом вопросе» (Берн, 1988, с. 11).

Выделенные Берном способы структурирования времени представляют собой по существу способы организации межличностного взаимодействия. Он предлагает рас­сматривать шесть форм социального поведения — четыре основные и два погранич­ных случая.

  1. На одном полюсе пограничный случай — замкнутость, когда явная коммуни­ кация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологи­ чески — вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями. Это бывает в са­ мых различных ситуациях, например, в купе железнодорожного поезда, в больнич­ ной палате, даже во время вечеринки. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызовет проблем, если только оно не превращается в привычку.

  2. Ритуалы — привычные, повторяющиеся действия, не несущие смысловой на­ грузки. Они могут носить неформальный характер (приветствия, прощания, благо-

104 • РАЗДЕЛ III. Межличностное взаимодействие

дарности) или быть официальными (дипломатический этикет). Цель этого типа об­щения — возможность провести время совместно, но не сближаясь.

  1. Времяпрепровождения — полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так стилизованы и не так предсказуемы, как ритуалы, но об­ ладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, где участ­ ники недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожида­ ния какого-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социаль­ но запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы (например, светский разговор или женский разговор). Основная цель этого типа общения — структурирование времени не только ради под­ держания приятельских отношений, но и отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.

  2. Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе, целью которого прежде всего является эффективное выполнение поставленной задачи.

  3. Игры — наиболее сложный тип общения, так как в играх каждая сторона не­ осознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр — скрытая мотивация их участников. По мнению Э. Берна, важные социальные контакты чаще всего протекают как игры, а са­ ми игры составляют весьма значительную часть человеческого общения. Объясне­ ние этому Берн видит в следующем.

Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Кроме того, многие формы близости для большинства людей психологи­чески неприемлемы, требуют осмотрительности. Западная культура в основном не поощряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как ее могут исполь­зовать с дурным умыслом. В свою очередь, повторяющиеся времяпрепровождения в конце концов приедаются.

Чтобы избавить себя от скуки времяпрепровождения, одновременно не подвер­гаясь опасностям, сопутствующим близости, большинство людей в качестве комп­ромиссного решения обращаются к играм. В этом состоит социальное значение игр. Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Поэтому в данном социальном окружении каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершен­но чуждой членам другого социального круга. И наоборот, любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества. В этом состоит личностное значение игр. Наконец, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душев­ного здоровья. У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизнен­ные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских парах, когда улучшение психического состояния одного из супругов влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого супруга, для которого игры были важнейшим средством поддержания собственного психического равновесия.

6) За игрой следует второй пограничный случай, замыкающий ряд форм межче­ ловеческих взаимодействий, — близость. Двустороннюю близость можно определить

ГЛАВА б. Структура межличностного взаимодействия • 105

как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотноше­ний, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчи­вым равноверием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений.

Времяпрепровождения и игры — это суррогат истинной близости. Их можно рас­сматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэто­му их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая бли­зость начинается тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только она может полностью удовлетворить сенсорный го­лод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любов­ных, интимных отношений.

Сравнивая приведенные классификации, легко заметить принципиальное сход­ство в описании целей и структуры различных видов межличностного поведения. В последующих главах мы более подробно рассмотрим взаимодействие между людь­ми на каждом из названных уровней. Здесь отметим, что структура любой социаль­ной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы;

  1. роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди лю­ дей, относительно которой уже сложились нормативные представления;

  2. набор и порядок действий (или сценарные последовательности);

  3. правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участ­ ников социальной ситуации.

Таким образом, характеристики конкретной ситуации, в которой протекает обще­ние данных людей, накладывают значительные ограничения на их поведение, чув­ства и даже желания. Вместе с тем снижение степени их свободы является условием установления и поддержания межличностного контакта, делает возможным в пер­спективе межличностное общение.

6.2. Пространство межличностного взаимодействия

Развитие процесса межличностного взаимодействия после того, как его участники определили тип социальной ситуации, удобно описывать в терминах пространства, используя такие слова, как «позиция» (положение, расположение), «верх», «низ», «близкий», «далекий», «расстояние», «дистанция», «граница» и т. д. Обращение к пространственным метафорам — не просто использование устоявшихся в повседнев­ной речи оборотов, но эффективный способ структурного анализа человеческих от­ношений. Инструментом такого анализа и является активно разрабатываемое в по­следнее время в социальной теории понятие «социального пространства». Можно указать две методологически важные проблемы, поставленные исследователями со­циального пространства.

• РАЗДЕЛ III. Межличностное взаимодействие

Во-первых, заостряется внимание на вопросе отношения между физическим и со­циальным пространством. Социальное пространство — это не физическое простран­ство, однако оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обо­значенным и сконструированным. Иллюстрацию этого легко найти в районе, где жи­вут очень состоятельные люди: здесь величина земельного участка возле дома, высо­та и архитектура дома, число комнат и т. д., и т. п., есть не что иное, как простран­ственные характеристики социального положения жителей этого района. То же можно наблюдать и в отношении человеческого тела. Движения, позы и положения (вспомните, как держат себя начальник и подчиненный, хозяин и гость, победитель и побежденный и т. д.) указывают на социальный статус и ролевые позиции людей. «Неощутимое занесение в тело структур социального порядка» — так называет этот эффект французский социолог Пьер Бурдье (Бурдье, 1993). Таким образом, физи­ческое пространство (включая человеческое тело) оказывается социальной кон­струкцией и проекцией социального пространства.

Во-вторых, анализ социального пространства — это анализ структуры социаль­ных взаимодействий, их упорядочения и динамики. Определить положение челове­ка в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета*. При знакомстве, представ­ляясь, каждый из нас обычно сообщает определенные сведения о себе, называя свое имя, род занятий, профессиональную группу, семейное положение, иногда полити­ческие предпочтения и принадлежность к той или иной религиозной конфессии. Например: «Разрешите представиться — Иванова Елена, аспирантка кафедры общей психологии психологического факультета Санкт-Петербургского университета, 28 лет, имею высшее философское и психологическое образование, замужем, детей нет». Совокупность названных групп и положений внутри каждой из них составляет своеобразную систему координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида (по аналогии с системой координат, используемой для определе­ния геометрического положения объекта в геометрическом пространстве).

Анализ межличностного пространства как одного из проявлений пространства социального по существу есть исследование тех же самых проблем.

Определив ситуацию, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных обстоятельствах. Под этим углом зрения межличностное взаимодействие есть не что иное, как конструирование, фор­мирование межличностного пространства, то есть организация всех элементов взаи­модействия в определенном порядке. Оно предполагает:

  • выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга, «проверку их на прочность»;

  • четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодей­ ствия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной;

  • оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невер­ бальных средств коммуникации.

Пространственное структурирование взаимодействия сопровождается символи­ческим обозначением этой структуры, что проявляется как в символике «языка тела»