Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Микроэкономика А.С.Селищев, 2002.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
5.1 Mб
Скачать

15.7. Россия в «провале рынка»

На горке дом большой

Стоял который век.

Но к дому подошел

Какой-то человек.

Он, заложивши тол,

Поджег бикфордов шнур.

Сказал: «Процесс пошел...»

И рядышком заснул. (1995)

Владимир Ширяев

В последние 10-15 лет с нашей страной происходит нечто иррациональное. Мы живем в каком-то трансе и не способны оценить последствия калейдоскопа. Все рухнуло, но что возникло вновь? Вот он, фантом, перед которым стоит оше­ломленное, униженное и обнищавшее большинство. Мы жили в великой державе —

Глава 15. «Отказы рынка» и государство

421

ее нет, мы были обеспечены и беззаботны — все улетучилось без следа. Что будет завтра — не знаем не только мы, не знает правительство, знает только Господь.

Целевой функцией всякого живого и социального организма является максими­зация полезности. Из этой установки исходят в своем поведении домашние хозяй­ства. Фирмы максимизируют прибыль. Государство заботится об оптимальном функционировании общества в целом, о максимизации полезности нации. Но кто определяет стратегию поведения государства? Народ, нация? Отнюдь. Это — забо­та социальной элиты каждого отдельно взятого государства. Образно выражаясь, социальная элита является «регулировщиком дорожного движения», устанавлива­ет «правила игры», выявляет нарушителей, поощряет лидеров. От личных качеств и поведения этого «регулировщика» в конечном счете зависит судьба всего обще­ства, ибо заданные элитой «правила игры» могут способствовать как процветанию всего общества, так и отбросить социум на обочину мировой истории.

В каждом государстве элита не превышает 1,5-2,0% населения (сверхэлита — около 0,5%), все остальное население страны — это «массы», те самые «водители» и «пешеходы», которыми управляет «регулировщик». В состав элиты входят ру­ководители политических органов управления, крупнейшего бизнеса, верхушки военной, полицейской, административной, идеологической, научной и информа­ционной машины.

Для сохранения и расширения своего влияния каждое государство использует экономические, политические (дипломатические и военные) и идеологические средства.

Современный этап развития международной системы сосуществования наци­ональных государств начался с конца XVIII в. с развертывания промышленной революции в Британии. Отличительной чертой этого этапа явилось резкое воз­растание роли экономического фактора в международном соперничестве. Те национальные элиты, которые раньше сделали ставку на экономическое разви­тие, достигли в международном соперничестве особых успехов, и, напротив, эли­ты, игнорирующие значение промышленной революции, полагающиеся преиму­щественно на военную мощь, обрекли свои государства на утрату лидирующих позиций.

Первый мощный прорыв в области соперничества за мировое влияние совер­шили Испания и Португалия. Однако методы достижения цели не оправдали себя: погоня за золотом как воплощением богатства и колониальная экспансия осуще­ствлялись в ущерб экономическому прогрессу. Гибель испанской армады в 1588 г. в морской битве с англичанами стала наглядной иллюстрацией заката цивилиза­ции Иберийского полуострова на мировой арене.

Вслед за этим соперничество развернулось между Британией и Голландией. Примечательно, что элиты обоих государств осознавали особую важность рыноч­ных факторов в игре за мировое влияние. Более того, нидерландская элита прида­вала рынку гипертрофированное значение, создав, по сути, первый в истории «провал рынка» в национальном масштабе: голландская буржуазия препятствова­ла созданию мощного государственного механизма. В результате голландский бизнес соперничал с английским без государственной поддержки. С другой сто­роны, английская буржуазия опиралась на мощь своего государства. Именно это предопределило исход англо-голландской борьбы во второй половине XVII в.

422