Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
grevtsov.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
2.09 Mб
Скачать

Глава VIII

Отклоняющееся (девиантное) поведение

261

Хотя автор и подчеркивает роль прямых контактов в небольших группах людей, из его теории, как считают многие ученые, отнюдь не вытекает, что человек, вступивший в связь с социальной группой криминальной направленности, обязательно становится преступником. Главный акцент в этой теории, как считает Э. М. Шур, сделан на содержание оценок и моделей поведения, которые воздействуют на человека, а не на то, с кем он вступает в общение.

Э. Саттерленд также подчеркивал, что далеко не всякий, кому возможность совершения преступлений как бы навязывается соответствующей связью, его совершает. Прошлый опыт, особенно разнообразные влияния на него антикриминальных факторов, под воздействием которых шло формирование его собственного образа жизни, во многом могут определить, как он себя проявит в обычной ситуации, чреватой преступлением.

Известную роль могут сыграть и личные качества человека. Именно на основе таких взглядов Э. Саттерлендом разрабатывалась теория «беловоротничковой преступности».

Задержим внимание еще на одной теории — субкультуры. Она предполагает, что человек существует и развивается в группе равных себе или в шайке, у членов которой всегда есть сравнительно устойчивая система ценностей, более или менее не схожая с системой ценностей, существующей в масштабах общества. Данная теория опирается на основные положения и выводы теории аномии и дифференцированной связи.

В. Фокс пишет, что делинквентность субкультуры развивается постольку, поскольку существует проблема приспособления, с которой сталкиваются люди, в особенности принадлежащие к низким слоям. Последнее нередко имеет своей основой конфликт между ценностями, ориентирующими на социальный успех, и общественной структурой, ограничивающей возможности его достижения.

Ученые, например, Р. Клоуард и Л. Оулин, обращают внимание на субкультуру низших слоев, для которых характерны особые ценности, заметно отличающиеся от ценностей среднего класса. Один из аспектов этой теории, обстоятельно разработанный А. К. Коэном, заслуживает того, чтобы быть специально выделенным. Он разрабатывал проблему развития у молодого человека общих представлений, общих чувств, а также лояльности по отношению к своей субкультуре. Именно последнее может во многом определить, когда и каким образом молодой человек станет делинквентом.

В целом же, ученые пока не пришли к единому мнению относительно степени ограничений, налагаемых «делинквентной субкультурой» на поведение человека. Однако в литературе, посвященной теории субкультуры, можно обнаружить более или менее согласованные положения. 1. «Традиции» преступ-

ности развиваются, сохраняются и передаются в определенной социально-культурной среде. Хотя эти традиции и не могут полностью определить судьбу попавшего под их влияние индивида, они являют собой серьезную силу, от которой зависит, станет человек преступником или нет. 2. В подобных условиях взгляды', благоприятствующие преступности, могут получить широкое распространение, а сами преступники способны стать примером для подражания и учителями подростков. 3. Тесно связана с «расползанием» преступности социальная структура крупного города, включающая такие элементы, как смена состава населения, степень социальной интеграции в отдельных районах, а также конкретные условия жизни. 4. Возможности для совершения преступлений, так же как и для достижения личного успеха, неравномерно рас­пределены в обществе и конкретных общинах.

Своеобразный угол зрения на причины отклонений исходит от направления, получившего название виктилюлогии (Victime, фр. — жертва). Весьма примечательной характеристикой последнего можно считать достаточно нетривиальную постановку знакомых уже нам проблем. В частности, акцент на изучении поведения (роли) жертвы в свете провоцирования ею преступного поведения в свой адрес.

Виктимология, формируя какие-то новые элементы знания о девиантном поведении, может делать это за счет активного использования результатов, накопленных самыми различными направлениями и школами. В частности, — теорией субкультур, в рамках которой подтверждается идея о том, что в основе тех или иных отклонений может находиться конфликт между различными ценностями, образами жизни и т. п. Накопленный здесь опыт позволяет утвердиться во мнении/что совсем не обязательно полагать, будто роль преступника в таком конфликте всегда будет принадлежать представителю массовой культуры, а жертвы — носителю зрелой, и даже элитной культуры. Все, по-видимому, значительно сложнее, и продвижение в этом направлении в определенной степени можно связывать с успехами именно виктимологии.

Бросив достаточно беглый взгляд на основные положения наиболее известных концепций, можно заметить, что во всех (или почти во всех) просматривается несколько идей, играющих важную роль в оценке не только девиантного поведения, но и социально-правовой политики:

  • отклоняющееся поведение нельзя понять без анализа его связей с общепринятыми ценностями (символами успеха), однако, если внимание обращается только к анализу последних, объяснение девиантного поведения рискует стать «засоциологизированным», оторванным от самих авторов такого поведения и не содержащим ни родовой, ни видовой конкретики;

  • в появлении тех или иных видов отклоняющегося поведения, а также в создании возможностей для достижения успеха законными средствами и способами, решающую роль играет социальная структура общества;

262

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]