Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
grevtsov.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
2.09 Mб
Скачать

Глава IV

Позитивная социология права

99

  • живое, действующее право способно «настраивать» людей и воздействовать на их поведение в направлениях, которые, с точки зрения общественной пользы и даже государственного интереса, являются желательными;

  • право в полной мере отвечает и такому признаку социальной ценности, как способность меняться в зависимости от интересов, намерений людей, т. е. приспосабливаться к их чаяниям и устремлениям.

Не следует забывать, что именно с помощью права люди в любом обществе обретают чувство и меру свободы, способность развиваться самостоятельно и, в случае желания, достаточно автономно. Здесь действующее право способно стать ценностью, которая сравнима с самыми желаемыми, заветными и высокими ценностями человечества.

Мнение о социальной, возможно, высокой социальной ценности права, подкрепляют рассуждения И. А. Покровского относительно ценности публичного и частного права. Ученый считал, что прием властного регулирования отношений из одного единственного центра — принцип публичного права, имеет то преимущество, что сильнее сплачивает общество, вносит легко обозримую определенность и планомерность во всю ту область жизни, к которой он применяется. Но он имеет и теневые стороны. С одной стороны, он предполагает такую сильную центральную, т. е. государственную власть, которая способна фактически осуществить централизованную организацию; а с другой — этот прием, передавая все в данной сфере в руки государства, естественно, понижает частную заинтересованность и частную инициативу, и при известных условиях способен привести к полному подавлению личности. В свою очередь, принцип юридической децентрализации, внося в соответствующую область обществен­ной жизни известный элемент случайности и неопределенности, взамен вызывает наибольшее напряжение частной предприимчивости и энергии; если там эта последняя стимулируется принуждением, то здесь она стимулируется свободой и личным интересом. Поэтому чем более ощущается потребность в полном развитии народной предприимчивости и энергии, тем более область имущественньк отношений перестраивается по началам индивидуальной свободы и самоопределения. Падают всякие остатки исторической зависимости лиц и вещей, заменяясь принципом свободы собственности, свободы договоров, завещаний и т. д.37

Социологические интерпретации права

Одной из первых попыток рассмотрения (объяснения) права в социологическом плане была его интерпретация основоположником

социологии права Е. Эрлихом. Сегодня данный подход нередко обозначается как «право в терминах внутреннего порядка человеческих отношений».

Е. Эрлих полагал, что люди рассматривают свои права как нечто исходящее из их взаимоотношений, а не из юридических положений, регулирующих данные взаимоотношения. Именно поэтому внутренний порядок в различных человеческих ассоциациях не только предшествует по иремени юридическим положениям (нормам), но и представляет также оазисную форму права, из которой исходят конкретные юридические предписания.

Ученый также считал, что в общественных ассоциациях люди вступают и различные контакты, взаимодействия и признают некоторые правила как обязательные стандарты. Они регулируют свое поведение в соответствии с правилами, которые сложились под давлением сил, существующих в самом обществе (с этими положениями перекликаются суждения П. А. Сорокина о том, что постепенно каждый человек вырабатывает критерии различения и () гнесения в тот или иной класс поведенческих актов и начинает строить свое поведение в соответствии с тем, к какому классу было отнесено им поведение партнера (или оппонента) по социальному отношению). Данные правила очень разнообразны: нормы обычая, морали, трудовой деятельности, этикета. В. Эрлих полагал, что природа юридических норм та же, что и природа всех иных социальных норм.

Самый важный компонент, стоящий за юридической нормой, по мнению I [, Эрлиха, — это принуждение, причем точно так же, как и в случаях с другими социальными нормами, принуждение в праве является формой общественного принуждения.38

Рассмотренное позволяет заключить, что право, по Е. Эрлиху, — это те правила поведения, нормы, которые, сложившись в самих ассоциациях, иыступают регуляторами поведения людей в их взаимоотношениях.

Обратим внимание, что такую же или почти такую же, мысль можно обнаружить у С. А. Муромцева, который определял право как порядок человеческих взаимоотношений.

В какой-то степени следы данного подхода просматриваются и социологическом направлении отечественного правоведения, которое сиязано с именами таких ученых, как П. И. Стучка, Е. А. Пашуканис. Хотя, конечно, в социологической интерпретации права П. И. Стучки мощно звучат мотивы, которые при всем желании обнаружить у Е. Эрлиха невозможно. Речь идет о классовом подходе и вытекающем из него этатическом элементе в праве. П. И. Стучка в своих работах подчеркивал, что право — это не всякий

37 Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 43-44.

38 Цит. по: Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права. С. 182.

100

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]