Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
grevtsov.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
2.09 Mб
Скачать

Глава V

Действие права в современном обществе

145

отражения и закрепления действительности нередко интерпретируются в качестве средства внесения в нее изменений (вплоть до желания утверждать с помощью норматива основы социального порядка в обществе).

Социальный норматив выполняет роль «подсказки» для взаимодействующих индивидов, помогая им ориентироваться в обществе. Эти свойства социальной нормы полезно учитывать при рассмотрении роли правовых норм в качестве элемента механизма действия права в современном обществе.

Э. Дюркгейм считал, что если социальные нормативы перестают играть роль «подсказки», т. е. ориентировать людей в их взаимодействии друг с другом, помогать им принимать оптимальные решения, то в обществе возникает аномия — состояние беспомощности, дезориентированности и дезорганизованности людей. Вначале это состояние охватывает пожилых людей, но постепенно может стать всеобщим.

Такое оказывается возможным, если правовые нормативы становятся непоследовательными, противоречат друг другу, а то и вовсе деформируются.

Социальные нормы, будучи результатом развития социальной практики людей, оказываются (правда, в различной степени) продуктом сознательной деятельности людей.

Социальная норма в первом значении (как мера оптимального поведения) складывается спонтанно, лишь постепенно обретая отчетливые контуры (и в этом может участвовать не одно поколение людей). Спонтанный характер возникновения социальной нормы означает, что сознание людей не направлено непосредственно на создание самой нормы, оно нацелено, скорее, на решение каких-то жизненных проблем.

Социальная норма во втором своем значении (социальный норматив) обязана сознанию в гораздо большей степени и непосредственно. Сознание людей в этом случае прямо направлено на создание социального норматива. Однако важно и в этом случае не преувеличивать силу сознания, его возможности. В наибольшей мере возможности сознания способны проявиться при формулировании, а не формировании социальной нормы. К. Ллевеллин полагал, что норма следует за практикой. Заканчивается практика, останавливается развитие нормы.23

Применительно к правовым нормам, являющимся разновидностью социальных, сказано: «Правовое регулирование общественных отношений может быть понято как закономерный, а не произвольно кем-то навязанный процесс только при условии, если нормы права необходимо возникают из

самих... фактических отношений, правового бытия... и, прежде чем стать причиной, сами были следствием внутреннего развития этих отношений, их необходимым, существенным, специфическим свойством».24

Социальные нормы выступают также средством накопления (сохранения) ценного социального опыта. Наконец, вполне отчетливо роль социальных норм просматривается в процессах социализации индивидов, а также в механизме социального контроля на уровне общества, различных социальных групп.

Юридические нормы являются разновидностью социальных. Поэтому все то, о чем речь шла выше, в той или иной степени, свойственно и правовым нормам. Прежде всего здесь можно говорить об употреблении понятия правовой нормы в двух смыслах: как реальном поведении и как идеальном отражении и закреплении его алгоритма в том или ином юридическом источнике.

Норма права как реальное поведение, как мера права (первое значение понятия юридической нормы) складывается в самой жизни в ходе предметного общения людей, преследования последними тех или иных целей, реализации ими актуальных интересов. Поэтому норма права есть именно мера права, которую люди вырабатывают (а нередко и отвоевывают) и которой пользуются в своих взаимоотношениях в интересах достижения определенных целей.

Одна из основных особенностей нормы права состоит в том, что она открывает человеку возможность притязания, легитимного требования в рамках нормы, меры права. Вместе с тем, она напоминает ему о необходимости согласовывать свое поведение, свои поступки с определенной мерой, эталоном.

Обязательный характер в праве складывается уже на уровне формирования норм права, поскольку за этими процессами стоят коллективный опыт и разум. Нарушив меру права (что выражается обычно в нарушении алгоритма поведения, взаимодействия), человек рискует перечеркнуть одобряемый окружением и обществом (государством) путь достижения желаемой цели. Именно это может связывать человека осознанной необходимостью ответить определенным поведением, адекватным сложившейся мере права.

В. Малиновский считал, что положительное право состоит из системы правил, которую одна сторона считает правом, а другая признает обязанностью, и которую специальный механизм, кроющийся в структуре общества, считает действенным.25

Норма права во втором значении есть не что иное, как юридический норматив — норма законодательства, судебное решение.

23 Цит. по: Саммерс С. Р. Господствующая правовая теория в США // Советское государство и право. 1989. № 7. С. 113 и ел.

24 Дудин А. П. Диалектика правоотношения. Саратов, 1994. С. 13.

25 Цит. по: Кулчар К. Основы социологии права. М., 1981. С. 134.

146

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]