Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
grevtsov.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
2.09 Mб
Скачать

§ 3. Право как фактор социальной эволюции

Об основных значениях понятия «право»

Прежде чем рассуждать о праве как факторе социальной эволюции, необходимо уточнить рабочее (операциональное) понятие права, которое предполагается иметь в виду. Это тем более важно, что в понятие «право» и в прошлом, и сегодня вкладываются различные значения. Образно говорит о «многоликости» права американский ученый Л. Фридмэн: «Право» — слово для ежедневного употребления, часть разговорного языка. Но оно имеет большое количество значений, «хрупких», как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время. Невозможно говорить о точном значении слова «право» так, как если бы оно было конкретным предметом в окружающем нас мире, чем-то вроде стула или собаки, которые мы можем потрогать руками.18

На самом общем уровне это обстоятельство можно объяснить сложностью феномена права. Право обычно представлено в любом обществе несколькими формами. Однако постепенно сложилось несколько достаточно устоявшихся представлений об этом сложном и неоднозначном явлении.

Наиболее очевидное и достаточно распространенное понятие о праве — представление о нем как о каком-то правиле, инструкции, которые необходимо

-.

15 Новицкий Н. Б. Основы римского гражданского права. М., 1972. С. 32.

16 БартошекМ. Римское право. М., 1989. С. 7.

17 Интервью Председателя Конституционного Суда Российской Федерации докт. >рид. наук, проф. В. А. Туманова журналу «Государство и право» // Государство и право.

I95. № 9. С. 6-7.

18 Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 8 и ел.

82

Глава IV Позитивная социология права

83

соблюдать, иначе последует наказание, санкция. Так думают, похоже, многие, и это значение права в какой-то степени важно для понимания его как фактора социальной эволюции.

В числе распространенных представлений о праве следует назвать и мнение о нем как о совокупности юридических прав (обязанностей), которыми можно пользоваться и которые следует строго соблюдать в своих взаимоотношениях. Подобное представление о праве ориентирует человека на рассуждения типа: если за мной признаются права и свободы, и я могу ими пользоваться, значит я полноправный член общества, с такими же юридическими возможностями, как и у других (к примеру, участвую в формировании и осуществлении государственной власти, получаю за выполненную работу должное вознаграждение, имею, пользуюсь и распоряжаюсь своей собственностью, могу добровольно вступать в союзы, партии, клубы и т. д.). И это понятие о праве, хотя и оставляет многие вопросы открытыми, также важно для понимания рассматриваемой темы.

Если иметь в виду более строгий научный подход, то необходимо заметить, что в рамках романо-германской правовой семьи основная форма существования права нормативная (т. е. в виде нормативов, нормативных правовых актов). Соответственно и наиболее рас­пространенным представлением о праве является мнение о нем как о системе юридических норм (нормативных правовых актов — законов, указов, постановлений), исходящих от государства и опирающихся на возможность организованного им принуждения к их исполнению.

Конечно, в романо-германской правовой семье право пробивается и в иных формах — в форме правовых обычаев, судебного решения, однако юридическая сила права, облеченного в нормативную форму, несравнимо более значительна.

Если иметь в виду опыт развития отечественной доктрины, то можно утверждать, что под правом здесь чаще всего понимают систему общих юридических норм, установленных государством; действие таких норм может быть обеспечено организованным государством принуждением. Таким образом, когда в научном или профессиональном юридическом мире употребляется слово «право», можно считать, что под ним скорее всего разумеют официальное законодательство. Но отнюдь не всегда. Нередко, в том числе и в среде ученых, под правом понимается значительно более широкий круг явлений, можно сказать, почти все то, что мы рассмотрели выше: и юридические права и обязанности (субъективное право), и нормы (объективное право), и юридический персонал (судьи, адвокаты, прокуроры, государственные чиновники, применяющие правовые нормы), и юридические

учреждения. В духе недавнего прошлого можно было бы сказать, что под правом мыслится вся юридическая надстройка в обществе.

Конечно, такое широкое значение понятия права оправдано тогда, когда о нем говорят как об общественном явлении.

Если же рассуждения имеют своим предметом научное понятие о праве, то здесь преобладает более строгий и дифференцированный подход (в рамках романо-германской правовой семьи, как говорилось, под правом в строгом смысле чаще всего понимают объективное право, т. е. законодательство).

В дальнейшем, поскольку основной предмет внимания — роль права в качестве фактора социальной эволюции, мы будет опираться на широкое понимание права, при рассуждениях о праве в узком смысле — на понятие объективного права.

Рассуждение о нормативной форме права как факторе социального развития имеет сегодня достаточно ощутимое основание. Во-первых, как отмечалось выше, это основная форма бытия права в рамках романо-германской правовой системы, обладающая здесь высшей юридической силой. Во-вторых, нормативная форма права, в сравнении с обычаем и даже судебным прецедентом, отличается определенностью формы, упорядоченностью (систематизированностью); именно с этой формой имеют дело преимущественно и должностные лица, и население.

И еще одно важное замечание. Рассмотрение нормативной формы права в свете ее способности быть фактором социальной эволюции общества имеет в качестве принципиальной исходной посылки следующее: нормативная форма права принимается не сама по себе, а в той мере, в какой она в целом или в каких-то своих частях содержательна. Последнее означает, что важны не сами по себе нормы права, а то, в какой мере в них оказываются воплощенными реальные субъективные права и свободы, юридические обязанности.

Другими словами, речь должна идти только о нормах, посредством которых живое право общества через данный канал (отражение) устремляется к людям, социальным группам, к каждому индивиду. В этом смысле первоочередного внимания заслуживают те нормы, в которых признаются неотъемлемые (неотчуждаемые, естественные) права и свободы.

Действительно, почему вообще стало возможным предметно говорить, обсуждать и реально двигаться в направлении использования каждым своих естественных, неотъемлемых субъективных права и свобод, субъективных прав вообще? Потому, что эти субъективные права и свободы получили нормативную форму выражения! Важно иметь в виду, что приобретение такой формы вовсе не означает, что эти субъективные права и свободы становятся (или должны становиться) областью публичного права.

84

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]