Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
grevtsov.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
2.09 Mб
Скачать

Глава IV

гипотеза о том, что социальный контроль зиждется на согласии. Независимо мотивирующие свое поведение индивиды способны координировать друг с другом свое (и чужое) поведение в той степени, в какой между ними существует согласие. При этом необходимо иметь в виду, что согласие не может пониматься как нечто абсолютное или статичное. Оно не абсолютно потому, что даже приятель не в состоянии разделить все внутренние переживания и ожидания друга, и оно не статично потому, что ориентации каждого человека по отношению к его собственному миру постоянно подвергаются каким-то трансформациям (мы все суть фрагменты не только всеобщего человека, но и нас самих, писал Г. Зиммель).

В повторяющихся и хорошо организованных ситуациях люди в состоянии действовать совместно сравнительно легко, потому что они более или менее одинаково представляют себе, как следует поступать каждому участнику. Кооперация облегчается, когда люди, как уже подчеркивалось, считают одно и то же само собой разумеющимся. Мы охотно получаем за свою работу листки бумаги, не представляющие сами по себе никакой ценности, предполагая, что деньги впоследствии могут быть обменены на любые товары и услуги. Существуют тысячи таких разделяемых предположений и общество оказывается возможным именно потому, люди верят в готовность других людей действовать определенным образом. Согласие относится к тем общим предположениям, которые лежат в основе совместных усилий, в том числе и при социальном контроле.

Право как социальный контроль

Постановку проблемы права как одного из важнейших видов социального контроля нередко связывают с именем Роско Паунда (1870-1964), разрабатывавшего юриспруденцию интересов и видевшего в праве инструмент социальной инженерии, используемый, в первую очередь, для согласования различных интересов в обществе.

Рассматривая проблему в самом общем плане, важно отметить, что право в качестве действенного инструмента социального контроля способно обрести устойчивые и предметные черты в обществах дифферетщрованных. В обществах примитивных, со слабо дифференцированной социальной структурой, даже если право официально декларировано, в роли социального контроля оно — не более чем благопристойный фасад. В действительности же, право «приспосабливается», «втискивается» в традиционные механизмы регулирования поведения в интересах последовательного и тотального нивелирования людей. Характерной чертой нивелирования в обществе является то, что эти процессы осуществляются не за счет того, что низшие поднимаются к высшим, не за счет того, что тот, кто остановился на более

примитивной ступени развития, поднимается к тому, кто более дифференцирован; нивелирование возможно только за счет того, что высшие опускаются на ту ступень, которую они уже преодолели — только то может быть обще всем, что составляет достояние беднейшего. Все это означает, что высшие последовательно будут придавлены больше, чем низшие подняты.48

В дифференцированных обществах роль права как способа социального контроля не только реальна, но и проявляется по значительно большему числу направлений, нежели в обществах со слабо дифференцированной социальной структурой. Во-первых, потому, что, если дифференцированная социальная среда является благоприятным фоном для действия права, то логично заключить, что и само право (его функция социального контроля) способствует процессам конструктивной социальной дифференциации.

Во-вторых, право (в свете функции социального контроля) выполняет свою роль за счет доведения до сведения людей информации, помогающей им ориентироваться в различных жизненных ситуациях; сообщает оно и о том, какие виды поведения нежелательны или просто вредны, устанавливая санкции за отклонение от стандартов поведения ассоциации.

В-третьих, право, признавая, закрепляя субъективные права и свободы, юридические обязанности, обеспечивает определенное направление течения социальной жизни. Это оказывается возможным благодаря тому, что право обеспечивает каждому индивиду возможность личностного развития, развивает у индивидов способность самостоятельно мотивировать свои действия и поступки, что является важным и необходимым для выстраивания человеком линии своего поведения. Последнее не может происходить изолированно, без учета поведения окружающих лиц, их ожиданий. Авто­номность, независимость индивида, обеспечиваемые за счет права, не являются состояниями самодостаточными, их нельзя считать и самоцелью. Они обеспечиваются правом в конечном счете в интересах социальной активности индивидов в предсказуемом направлении, для воспроизведения ими социального поведения. И чем последовательнее и решительнее право реализует данную функцию социального контроля, тем вероятнее для каждого индивида открывается возможность участия в более сложных и разнообразных формах социального взаимодействия, кооперации.

Всестороннему и глубокому анализу функций права как социального контроля способствует рассмотрение права как социального института.

В самом общем плане назначение, роль социального института определяется тем, что каждое общество стремится обеспечить своим членам

48 Зиммель Г. Созерцание жизни // Зиммель Г. Избранное: В 2 т. Т. 2. М., С. 386.1996.

112

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]