Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_3.DOC
Скачиваний:
37
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.55 Mб
Скачать

170 Тема 14. Развитие личности

р ою, а затем другому. Еще он ищет подходящий гардероб. То, чего он реально хочет, — его взрослая личность — присутствует еще не полнос­тью. Так как родители обычно с презрением относятся к этим экспери­ментам, юноши избегают в их присутствии общаться со сверстниками (и, главным образом, с противоположным полом) и разговаривать по теле­фону, к которому они испытывают пристрастие. Подросток ищет подтвер­ждения, что он (или она) привлекает, влияет и может играть приемлемую роль в таком серьезном деле, как брачные отношения. Даже влюблен­ность — часто средство испытания своего образа Я. Партнеры в щенячь­ей любви будут бесконечно разговаривать, опробовать ту и эту persona, чтобы посмотреть эффект. Они обижаются, мирятся, обсуждают это, зон­дируют будущее и обнимаются. В целом оказывается, что они предпочи­тают разговоры объятиям.

В то же время обостряется конфликт из-за сексуальных потребно­стей. Юноша уже выучил суровые запреты и испытывает сложности в приведении в гармонию плотского желания и условностей. Он надеется отыскать путь к идентичности, которая позволит ему гармонизировать свои противоречивые импульсы. Хорошо известны одиночество, страда­ния, бури и стрессы подросткового возраста (в западной культуре). Иног­да конфликты ведут к самоубийству, чаще — к религии, и в религии юноша может найти решение, которое сделает терпимыми или, наоборот, усилит его страдания.

Сердцевина проблемы идентичности для подростка — выбор профес­сии или другой жизненной цели. Он знает, что будущее должно следовать плану, и в этом отношении его чувство самости обретает измерение, полно­стью отсутствовавшее в детстве. Часто юношеские цели слишком высоки. Идеализм — распространенное и милое качество. Многие подростковые идеалы так высоки, что впереди их ждет крушение. Возможно, в конце тре­тьего десятка молодой человек обнаружит, что он менее талантлив, чем думал, что оставит меньший след в мире, а его брак менее совершенен, чем он надеялся. Снижение образа Я и стремлений до масштабов жизни — это задача для его взрослых лет.

Но важный момент состоит в том, что в подростковом возрасте от­даленные и долговременные цели добавляют новое измерение к ощуще­нию самости. Поэтому мы будем говорить об:

Аспекте 7 — проприативное стремление.

Различные авторы утверждают, что цементом, скрепляющим жизнь, является «направленность» или «интенциональность». Чтобы быть нормаль­ным, подростку, а особенно взрослому, требуется определенная цель, линия перспективы. Цели не обязательно должны быть жестко сформулированы, но обязательно должна присутствовать центральная тема стремления1.

' См.: McDougall W. The energies of men. London: Methuen, 1932; Biihler С Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Leipzig: Hirzel, 1933; rev. ed. Bonn: Hogrefe, 1959.

Олпорт Г. Развитие чувства Я 171

Этого важного аспекта Я нет в более ранней жизни. Конечно, малень­кий ребенок «хочет» быть пожарным или летчиком, когда растет, но в это время отсутствует интегрированный эффект. Пока молодой человек не на­чинает планировать, чувство Я еще не полное. Правда, некоторые подрост­ки плывут во взрослость без какого-либо заметного ощущения цели. Ког­да это так, мы можем сказать, что их личности относятся к сиюминутным и незрелым. Их чувство самости еще рудиментарно.

Уильям Джеймс однажды определил Я как «борца за цели». Здесь он акцентирует проприативный аспект (центральное стремление) самости. Однако Джеймс хорошо осознавал те дополнительные аспекты, которые мы описали. Выделив «телесное», «материальное» и «духовное» Я, он предвос­хитил наш нынешний более детальный анализ в терминах телесного чув­ства, самоидентичности, самоуважения, расширения Я и проприативного стремления1.

Проприум

Нет ли способа объединить все эти аспекты самости? Все их мы ощу­щаем как состояния, связанные с Я. Каждое такое состояние — это по-сво­ему интимная область личности, включенная в то, что важно для органи­зованной эмоциональной жизни индивида. Вместе они составляют Я — чувствуемое и знаемое.

Поэтому объединение этих аспектов (даже если они феноменологи­чески различны, т.е. по-разному переживаются) под одним именем ка­жется обоснованным. Возьмем для их обозначения термин проприум или собственное (proprium). Почему не просто Я? Есть две причины: (1) Большинство авторов, как мы видели, применяют понятие Я или эго только по отношению к одному или двум из тех аспектов, к которым мы обращались. Мы предпочитаем более свежий и более широкий ярлычок. (2) Остается одна философская проблема, касающаяся Я (к ней мы сей­час обратимся), — вопрос о «субъекте познания». Так как этому аспекту самости также подходит название Я, мы предлагаем использовать поня­тие проприум для обозначения Я как объекта знания и чувств. Мы не­посредственно осознаем проприум, имея при этом в виду, что мы никог­да прямо не осознаем субъекта познания.

Прежде чем продолжать обсуждение этого вопроса, позвольте объяс­нить, почему в теории личности необходимо выделить место для пропри-ума в его различных аспектах. Одна причина, конечно, состоит в том, что субъективная (чувственная) сторона личности — это то, о чем знает каж­дый; было бы глупо не замечать ее, как предпочитают делать некоторые

1 См.: James W. Principles of psychology. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1890. Vol. I. Ch. 10. <Pyc. пер.: Джемсъ В. Научныя основы психолопи. СПб.: С.-Петерб. электропечатня, 1902.>

Соседние файлы в предмете Юридическая психология