Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_3.DOC
Скачиваний:
37
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.55 Mб
Скачать

142 Тема 14. Развитие личности

Именно в детстве, когда межличностное общение является особен­но важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ог­раничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно. Это обстоя­тельство ставит под сомнение теоретическое допущение, что индивид мо­жет легко повысить самооценку, снизив уровень своих притязаний. Этим же, в частности, объясняется и то, что некоторые люди, провозглашающие на словах оптимистический лозунг «видеть во всем только светлые сто­роны», отличаются негативными самоустановками.

Я-концепция как интерпретация опыта

Еще одна функция ^-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два чело­века, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его со­вершенно по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хоро­шего воспитания, может заподозрить обидный намек на свой возраст, а мо­жет воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее ^-концепцией.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе соб­ственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпрета­цию индивидуального опыта. Поэтому, коль скоро ^-концепция сформиро­валась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно.

Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкрепле­ний. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в шко­ле какую-нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверо­вать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок восприни­мает все это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация на­ших действий может оказаться неожиданно негативной. Например, он может сказать себе: «Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное» или «Почему меня, такого тол­стого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я безнадежно тупой».

Не существует практически такого действия, которое мог бы пред­принять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным бу-

Берне Р. Что такое Я-концепция 143

дет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения — ребенок может отреагировать отрицательно. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который опре­деляет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Я-концепция как совокупность ожиданий

Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпре­тировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. его представ­ления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной. Например, Мак-Кэндлес1 рассматривает Я-кон-цепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к раз­личным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны.

Дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: «Я знаю, что окажусь полным дураком» или «Я знаю, что плохо напишу эту контрольную». Иногда с помощью таких суждений ре­бенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реаль­ную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение оп­ределяются в конечном счете его представлениями о себе.

Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытавшие сильную материнскую депривацию, обычно сомневаются в своей ценности; они за­ранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они на­чинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, складывающихся ме­жду ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророчества».

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом оп­ределяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо ин­терпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

1 См.: McCandless В. Children, behavior, and development. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1967.

В. В. Столин

САМОСОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ1

Самосознание — это прежде всего процесс, с помощью которого чело­век познает себя и относится к самому себе. Но самосознание характери­зуется также своим продуктом — представлением о себе, Я-образом или Я-концепцией2. Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (позна­ющего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, но человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользу­ется целой системой внутренних средств — представлений, образов, поня­тий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе самом: о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно яв­ляется и его существенным условием, моментом этого процесса. Не слу­чайно поэтому известный советский исследователь проблемы самосознания И.С. Кон пишет о растущем понимании относительности различий между действующим и рефлексивным Я как об одной из главных тенденций в современных исследованиях3.

Задача анализа собственно процесса самосознания оказалась, однако, более сложной, чем задача анализа продуктов или результатов этого про­цесса. Как человек приходит к тому или иному представлению о себе,

1 Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 245-253.

2 Представление о себе, «.Я-образ», «^-концепция» хотя и не являются полностью синонимичными терминами, тем не менее не несут в себе фиксированных терминоло­ гических различии и в данном контексте используются как синонимы. (Примечание автора.) Однако при различении социального индивида и собственно личности .Я-образ можно отнести к первому (связав с социальной перцепцией), а Л^-концепцию - ко второй. (Примечание отв. редактора.)

3 См.: Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психол. журнал. 1981. Т. 2. №3. С. 25-38.

Столин В.В. Самосознание как объект психодиагностики 145

какие внутренние действия при этом совершает, на что опирается — все эти вопросы сейчас интенсивно разрабатываются в научных исследовани­ях, однако результаты поисков пока не воплотились в психодиагностичес­ких алгоритмах и методиках. Психодиагностика самосознания традици­онно направлена на выявление продукта самосознания — представления о себе. При этом допускается, а затем доказывается, что «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации пове­дения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельностей, поведение в ситуациях выбо­ра, контакты с людьми.

Анализ .Я-образа позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представ­лений о себе — его Я-концепции. Однако знания о себе самом, естествен­но, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчи­вого самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в собственном самоотношении ясно осознанно; некоторые аспекты Я-образа оказываются ускользающими от сознания, неосознанными.

Уже эти два содержательных тезиса о строении Я-образа, т.е. тезис о знании о себе и отношении к себе как аспектах Я-концепции и тезис о ее осознаваемой и неосознанной частях, позволяют понять ряд принци­пиальных методологических проблем, возникающих перед психодиагно­стикой самосознания.

Можно ли вообще выявить то, что о себе человек знает? На первый взгляд вопрос этот неоправдан: нетрудно тем или иным способом полу­чить самоописание испытуемого или обследуемого, это самоописание и есть показатель знания человека о себе, выражение его Я-концепции. Однако, если человек сообщает о себе, что он добрый, деловой, целеустрем­ленный, общительный или, наоборот, злой, безвольный, необщительный, то он сообщает не просто сведения, но и оценку самого себя. Выделить эту оценку в самоописаниях и даже отделить ее от словесного самоописания можно, но вот отделить знания от оценки оказывается крайне трудно, если вообще возможно. Но если это так, то не искажает ли оценка зна­ния субъекта о себе? А сама эта оценка в том случае, если она действи­тельно негативна, не оказывается ли искаженной и «упрятанной» в под­сознание? А если такие искажения происходят, то каков концептуальный, теоретический статус самоописаний?

Эти вопросы и ряд других не раз служили предметом методологи­ческого анализа1. Так, среди иррелевантных факторов, влияющих на са­моописание и его интерпретацию (помимо релевантного фактора — са-

1 См.: Wylie R. The self-concept. Lincoln., 1974. Vol. 1; Burns R. Self-Concept. Theory, measurement and behaviour. N. J., 1979.

.iK. 1664

Соседние файлы в предмете Юридическая психология