Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_3.DOC
Скачиваний:
35
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.55 Mб
Скачать

512 Тема 14. Развитие личности

Что является бессознательным, а что — сознательным, зависит ... от струк­туры общества и от тех паттернов чувств и мыслей, которые оно создает. ... Общество воздействует на нас, не только наполняя наше сознание фикциями, но и препятствуя осознанию реальности. ... Каждое общество ... определяет формы сознания. Эта система действует подобно социально обусловленному фильтру; никакой опыт не может проникнуть в сознание до тех пор, пока он не пройдет сквозь этот фильтр1.

С этой точки зрения Я возникает, по-видимому, тогда, когда сознание идентифицируется с мышлением, и представляет собой комплекс мыслей, с которыми мы идентифицируемся. По сути, такое Я является грандиозной иллюзией, созданной нашим суженным сознанием. Эта здравая мысль касается как отдельной личности, так и традиционной западной психоло­гии в целом. Поскольку все ее направления — это эго-психологии, то они являются науками об иллюзии.

За пределами идентификации

Таким образом, с нашей точки зрения задачу пробуждения можно рассматривать как последовательную деидентификацию с содержаниями сознания вообще и мыслями в частности. Это демонстрируется в таких практиках, как инсайт-медитация, где человека обучают наблюдать, а так­же быстро и точно идентифицироваться с любым содержанием сознания2. Для большинства людей это вначале очень медленный и трудный процесс, в ходе которого постепенное обострение восприятия приводит к очищению сознания от все более тонких наслоений идентификации3.

В конце концов сознание перестает идентифицироваться с чем-либо конкретным. Это свидетельствует о том, что произошло радикальное из­менение сознания, известное под разными названиями, например как про­светление или освобождение. Поскольку больше не существует конкрет­ной идентификации с чем-либо, человек преодолевает дихотомию «Я — не Я» и ощущает себя одновременно ничем и всем. Такие люди воспри­нимают себя одновременно и как чистое сознание (ничто), и как целую вселенную (все). Не отождествляя себя ни с какой точкой пространства, и в то же время ощущая каждую его точку, будучи одновременно нигде

1 Fromm E., Suzuki D.T., DeMartino R. Zen Buddhism and psychoanalysis. N. Y.: Harper & Row, 1970. P. 98-99, 104.

2 См.: Goldstein J. The experience of insight. Santa Cruz, Calif.: Unity Press, 1976; Goleman D. The varieties of the meditative experience. N. Y.: E.P. Dutton, 1977. Reprinted in this volume as A map for inner space.

3 См.: Sayadaw M. Practical insight meditation. Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publica­ tion Society, 1976; Sayadaw M. Theprogress of insight. Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publication Society, 1978; Kornfield J. Living Buddhist masters. Santa Cruz, Calif.: Unity Press, 1977; Walsh R. Initial meditative experiences // J. Transpersonal Psychol. 1977. 9. 151-192.

Уолш Р., Вот Ф. Что такое личность? 513

и везде, они чувствуют себя за пределами пространства и вне определен­ного местонахождения в нем.

Подобным образом происходит выход и за пределы времени. Со­знание пребывает в постоянном движении. Тренировка восприятия с по­мощью медитации позволяет достичь настолько высокого уровня чувст­вительности, что все сознание, а следовательно, и феноменальный мир в це­лом, воспринимается как постоянно движущийся и изменяющийся, причем каждый сознаваемый объект возникает в сознании из пустоты и вновь, че­рез короткие доли секунды, исчезает1. Это является хорошим подтвержде­нием Буддийского учения о непостоянстве — о том, что все изменяется и ничто не остается прежним2. Осознание этого может стать главной силой, побуждающей человека, продвинувшегося в медитации, к выходу за преде­лы всех процессов сознания и достижения неизменного, ничем не обуслов­ленного состояния нирваны.

В этом конечном состоянии чистого сознания, поскольку больше не существует идентификации с его содержаниями, нет идентификации и с его изменениями. А поскольку течение времени можно ощутить только тогда, когда что-то изменяется, человек, находящийся в данном состоянии сознания, чувствует себя вне времени. Это состояние переживается как вечность, вечность неизменного «сейчас», и в таком случае время воспри­нимается как иллюзорный продукт идентификации.

Время создано тобой

Его часы тикают в твоей голове.

В тот момент, когда ты остановишь мысли,

Время тоже остановится и умрет3.

Процессы и содержания сознания являются в основном результатом обусловленности; этот факт признается как западной, так и не западной психологией. Идентификация с этими содержаниями приводит к пережи­ванию себя как полностью определяемого обусловленностью. Преодолев идентификацию, человек освобождается и от обусловленности. Обуслов­ленные мысли и эмоции продолжают появляться в его сознании, но, по­скольку он не идентифицируется с ними, то сознание такого человека ста­новится не обусловленным.

Опыт необусловленного чистого состояния сознания, по-видимому, переживается как блаженство; в индуистской традиции этот опыт описан

1 См.: Goldstein J. The experience of insight. Santa Cruz, Calif.: Unity Press, 1976; Goleman D. Meditation and consciousness: An Asian approach to mental health // Amer. J. Psychother. 1976. 41-54; Buddhagosa P.M. Tin (Trans.) The path of purity. Sri Lanka: Pali Text Society, 1923.

2 См.: Sayadaw M. Practical insight meditation. Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publi­ cation Society, 1976; Sayadaw M. The progress of insight. Kandy, Sri Lanka: Buddhist Pub­ lication Society, 1978; Kornfleld J. Living Buddhist masters. Santa Cruz, Calif.: Unity Press, 1977.

3 Frank F. The book of Angelus Silesius. N. Y.: Vintage, 1976. P. 40. Зак. 1664

514 Тема 14, Развитие личности

как сат-чит-ананда: вечность, знание и блаженство. Без идентификации с болезненными мыслями и эмоциями не может быть страдания. Таким об­разом, в соответствии с данными представлениями, причиной страданий является идентификация.

Освобожденное от неосознаваемых искажающих и ограничивающих идентификаций и контекстов сознание становится способным к ясному, точному восприятию. Поэтому в Тибетском Буддизме оно называется «кристальным зеркалом», так как дает ясное, правдивое отражение реаль­ности. Более того, из-за отсутствия конкретных отождествлений само зер­кало и то, что оно отражает — субъект и объект — воспринимаются как одно и то же. Сознание воспринимает себя теперь как то, на что оно рань­ше смотрело со стороны, потому что наблюдатель, или Я, которое было ил­люзорным продуктом отождествления, больше не воспринимается как от­дельное от него существо.

Кроме того, поскольку в таком состоянии человек воспринимает себя как чистое сознание, которое едино со всем и, тем не менее, являет­ся ничем, он также воспринимает себя как в точности идентичного, или тождественного, всем другим людям. В таком состоянии сознания слова мистиков, провозглашающих, что «мы едины», наполняются смыслом, бук­вально обозначая подобное переживание. Поскольку такой человек не исключает из своего Я ничего, что существует в мире, мысль о причине­нии вреда «другим» больше не имеет для него никакого смысла, и утвер­ждается, что подобные мысли могут даже не возникать у таких людей1. Скорее, естественным проявлением данного состояния сознания будет любовь и сострадание к окружающим.

Судя по описаниям этого состояния, большинству из нас подобные переживания известны лишь по тем моментам трансцендентного озаре­ния, которые бывают при пиковых переживаниях2. Таким образом, наша способность к пониманию этого состояния ограничена рамками нашего обычного состояния сознания и недостатком непосредственного опыта их переживаний. Следовательно, становится очевидным, что описания таких состояний могут быть отчасти непостижимы для людей, которые никогда не испытывали их; и объяснение этих состояний в терминах традиционной психологии может оказаться невозможным. Поэтому данный феномен мо­жет легко быть воспринят как абсурдный или даже патологический. Эту ошибку совершают даже некоторые очень выдающиеся западные специа­листы, которые занимаются психическим здоровьем. И только трансперсо­нальная психология впервые пытается создать психологическую модель, способную объяснить религиозные переживания и учения.

1 См.: Goleman D. The varieties of the meditative experience. N. Y.: E.P. Dutton, 1977. Reprinted in this volume as A map for inner space.

2 См.: Maslow A.H. The farther reaches of human nature. N. Y.: Viking, 1971.

Уолш Р., Вот Ф. Что такое личность? 515

Поскольку люди, пребывающие в состоянии сознания, известном как просветление, воспринимают самих себя как чистое сознание, всем и ничем, целой вселенной, не обусловленными, неизменными, вечными и едиными со всеми людьми, то они также ощущают себя едиными с Бо­гом. В данном случае Бог представляется не как некоторая личность или вещь «вне меня», а скорее как непосредственное переживание единства всего сущего. В самых глубинах человеческой психики, когда исчезают все ограничивающие сознание идентификации, сознание не воспринима­ет границ для своей личности и непосредственно переживает себя как нечто, находящееся за пределами времени и пространства, как то, что по традиции люди называли Богом.

Для меня Бог — это слово, которое употребляется для того, чтобы указать на нашу невыразимую субъективность, на невообразимый потенциал, заложен­ный в каждом из нас1.

Таким образом, говоря о высших уровнях психологического благо­получия, трансперсональная модель личности может указать на существо­вание того, что находится одновременно и за пределами каких бы то ни было моделей, и за пределами сферы личного.

1 Bugental J.F.T. Psychotherapy and process. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1978.

Ф. Перлз [ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД К ТЕРАПИИ]1

Соседние файлы в предмете Юридическая психология