Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_3.DOC
Скачиваний:
36
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.55 Mб
Скачать

98 Тема 14. Развитие личности

к ослаблению сексуальных ролей). В-третьих, необходимо противиться аф­фективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с обо­соблением детей, и сохранять эмоциональную гибкость, способствующую аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно большую душевную гибкость и про­должать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности осно­вывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Как указывает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного Я помимо его профессиональ­ной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоро­вья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец, в результате третьего под­кризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти. <...>

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд этапов, опи­санных разными авторами. Элизабет Кюблер-Росс1 была одной из первых, кто проследил путь умирающих с того момента, когда они узнали о своем близком конце, до того, как они испустили последний вздох.

Смерть Приближение к смерти

Согласно Кюблер-Росс, умирающие обычно проходят через пять стадий. Первая из них — отрицание. Слова: «Нет, не я!» — самая обыч­ная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного ди-

1 См.: Kubler-Ross E. Les demiers instants de la vie. Geneve: Labor et Fides, 1975. Интересно, что коллегой Кюблер-Росс, психиатра из Чикагского университета, является врач Р.Муди, ставший знаменитым как автор книги «Жизнь после жизни» (Moody R. La vie apres la vie. Paris: Laffont, 1977), собравшей отчеты больных о своих состояниях созна­ния в период клинической смерти и возвращенных к жизни с помощью реанимации. Совпадения впечатлений, содержания образной активности в отчетах этих людей удиви­ли широкую публику, однако научный эксперимент в данной области, разумеется, невоз­можен. (Примечание отв. редактора.)

Годфруа Ж. [Кризисы зрелого возраста и старения..,] 99

агноза. В зависимости от того, насколько человек способен взять собы­тия под свой контроль и насколько сильную поддержку ему оказывают окружающие, он преодолевает эту стадию легче или тяжелее.

Гнев, охватывающий больного при вопросе: «Почему именно я?», ха­рактеризует вторую стадию. Умирающий изливает этот гнев на заботя­щихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завер­шения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность из­лить свои чувства вовне.

Затем начинается стадия «торга»: больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая, например, быть послушным пациен­том или примерным верующим.

Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развивают­ся в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в фазу депрес­сии. Вопросов он больше не задает. Он просто говорит себе: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это ста­дия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жиз­ни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизнен­ный этап.

Это принятие смерти составляет финальный этап жизни умирающе­го, когда он, как правило, смиренно ждет своего конца.

Ступени смерти

Жизнь уходит поэтапно — в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Пэттисон1 выделяет четыре стадии этого процесса

Социальная смерть характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться в самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей.

Психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидно­го конца. В это время экстравертированное сознание угасает, уступая мес­то состоянию, характерному для последнего периода жизни. <...>

Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности голов­ного мозга и его контроля над различными функциями организма.

Наконец, физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивавших деятельность его жизненно важных органов.

1 См.: Pattlson EM. The experience of dying. Engelwood Cliffs (NJ): Prentice Hall/ Spectrum, 1977.

Г. Олпорт ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ1

Длинный обзор развития самости, мотивации, когнитивных стилей в конце концов приводит нас к решающему вопросу: как выглядит зре­лая личность?

Мы не можем ответить на этот вопрос, пользуясь только психоло­гическими понятиями. Чтобы оценить человека как психически здорово­го, разумного, зрелого, надо знать, что такое здоровье, разумность и зрелость. Одна психология не может ответить нам. Здесь в определенной степени присутствуют этические суждения.

Когда Фрейда спросили: «На что должен быть способен нормальный чело­век?» — он ответил: «Он должен быть способен любить и работать». Мы согласны с этим утверждением, но спрашиваем: «Все ли это, на что должен быть способен нормальный человек?» Другой врач, Ричард Кэбот, удвоил пере­чень: работать, любить, играть и молиться. Это те деятельности, которыми живет здоровый человек2. Наше предпочтение того или другого перечня име­ет этические основания, а не базируется на научном факте. Одна наука никог­да не может сказать нам, что является разумным, здоровым или хорошим.

У разных народов имеются довольно разные концепции здоровья. В некоторых культурах единственно «разумным» считается тот, кто до полного самозабвения следует традициям племени и служит укреплению его благосостояния. Стандарт западного мира акцентирует индивидуаль­ность, реализацию собственных, личных возможностей человека.

К счастью, западные культуры имеют в значительной мере согласо­ванные представления относительно норм разумности, здоровья или зрело­сти (мы будем использовать эти понятия как взаимозаменяемые). В этой главе мы исследуем и проясним эти общие основания согласия. Но снача­ла сделаем четыре предварительных замечания.

1 Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. С. 330-353.

2 См.: Cabot Я. С. What men live by. Boston: Houghton Mifflin, 1914.

Олпорт Г. Зрелая личность

  1. С егодня наблюдается огромная вспышка интереса к этой пробле­ ме. Она широко обсуждается психологами, психиатрами и другими спе­ циалистами1. Эта вспышка интереса отчасти связана с угрозой психичес­ кого расстройства и эмоционального нездоровья, с которой сталкиваются сегодня все народы, а отчасти — с желанием обнаружить у разумных смертных общую ценностную основу для построения более мирного об­ щества на земле.

  2. Нелегко описать единство и конкретное многообразие абсолютно зрелой личности. Способов развития столько же, сколько развивающих­ ся, и в каждом случае здоровье, являющееся конечным продуктом, уни­ кально. В поисках универсальных критериев здоровой взрослой жизни мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуаль­ ных паттернов.

  3. Сомнительно, стоит ли нам ожидать где-либо найти воплощен­ ный образец зрелости. Мы будем больше говорить об идеальном, а не о реальном человеке. Когда мы просим людей назвать кого-то, кто, как им кажется, обладает «зрелой личностью», они почти всегда выбирают лицо противоположного пола и вне своей собственной семьи. Почему? Быть может, потому что знакомство заставляет их слишком хорошо осознавать слабости своих ближайших партнеров и своего собственного пола. Неко­ торые люди приближаются к истинной зрелости. Но достигает ли ее кто- нибудь когда-нибудь полностью?

  4. Личностная зрелость не связана необходимо с хронологическим возрастом. Хорошо уравновешенный одиннадцатилетний паренек, «не по годам мудрый», может иметь больше признаков зрелости, чем многие эго­ центричные и невротичные взрослые. Здоровый студент колледжа может обладать большей зрелостью, чем его родители или даже бабушки и дедуш­ ки. Часто, конечно, переживания, столкновения (и совладание) с препят­ ствиями и страданием на самом деле дают с возрастом большую зрелость. Но эта параллель далека от совершенства.

1 Среди работ, в которых обсуждается эта проблема, я бы обратил особое внимание на следующие: Jahoda M. Current concepts of positive mental health. N. Y.: Basic Books, 1958; Cole L. B. Human behavior: psychology as a bio-social science. Yonkers, N. Y.: World Book, 1953; Fromm E. Man for himself. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1947. <Pyc. пер.: Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 17-190.>; Allport G. W. Personality: normal and abnormal // Sociological Review. 1958. Vol. 6. P. 167-180; Олпорт Г. Зрелая личность. М.: Смысл, 2002. С. 35-45. В этой последней работе проводится важное различие между статистическими нормами (на что похожи большинство людей) и этическими нормами (на что должен быть похож здо­ровый человек). М. Б. Смит уточняет, что единого явления психического здоровья нет (Smith M.B. Research strategies toward a conception of positive mental health // American Psychologist. 1959. Vol. 14. P. 673-683). Единственный способ справиться с проблемой -перечислить многие ценности, составляющие этот идеал (этой процедуре я следую в дан­ной главе).

Соседние файлы в предмете Юридическая психология