Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_3.DOC
Скачиваний:
36
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.55 Mб
Скачать

90 Тема 14. Развитие личности

мыслительному оперированию1. По сравнению с ребенком юноша уже способен более объективно оценивать свой опыт и рассматривать откры­вающиеся перед ним возможности. Он постепенно осознает точки зре­ния других людей и начинает более реалистично судить о мотивах их действий. Все это освобождает его от пут эгоцентрического мировоспри­ятия. Смысл поведения взрослых, который до этого был от него скрыт, постепенно становится для него доступным. Он уже может оценивать это поведение, рассматривая его в системе различных человеческих проявле­ний. С другой стороны, способность к формализованному мышлению ока­зывается в определенном отношении небезопасной: овладев ею, под­росток отказывается от прежнего поведенческого репертуара, от уже ос­военных ролей, а новые роли, нередко идущие вразрез с установками родителей, далеко не всегда являются адекватными с точки зрения ожи­даний, предъявляемых ему социумом.

Когда физическая зрелость накладывается на социальную незре­лость, юноша оказывается перед лицом противоречий, обусловленных не­обходимостью выбора в сложной социальной ситуации, в которой его ста­тус является в высшей степени неопределенным. Свойственные многим подросткам нервозность, неловкость, демонстративность создают впечат­ление инфантильности и даже умственной неразвитости. Неблагоприят­ные реакции окружающих, вызванные этими проявлениями, приводят к возникновению у них ощущения собственной социальной неадекватности и неполноценности. Спонтанные проявления эмоций, которые выглядят чересчур сильными и неоправданными, обычно воспринимаются окружа­ющими как признаки инфантильной импульсивности.

Поэтому эмоциональная неуравновешенность для юношеского пери­ода может считаться нормой. Подросток, только что перешагнувший порог детства, еще не нашел для себя надежной, устойчивой опоры в идентичнос­ти ответственного взрослого. В стрессовых ситуациях подростки нередко возвращаются к надежной роли ребенка, зависимого от родителей. Но в то же время им бывает стыдно этой зависимости, поскольку множество раз­нообразных факторов постоянно подталкивает их к завоеванию независи­мости, к эмансипации от родителей. Что думают о нем родители, стано­вится гораздо менее важным по сравнению с мнением сверстников и дру-

1 Автор придерживается взглядов Ж.Пиаже на проблему интеллектуального форми­рования личности, который выделяет ряд универсальных стадий процесса умственного развития у детей и подростков;

  1. сенсомоторная стадия — от рождения до двух лет;

  2. дооперациональное мышление — от двух до семи лет;

  3. стадия конкретных операций — от семи до одиннадцати лет;

  1. стадия концептуального мышления (формальных операций) — от одиннадцати до пятнадцати лет. По своим границам стадии эти варьируют у каждого ребенка и являют­ ся в значительной мере условными в онтогенезе конкретного дндивида. Тем не менее, по мнению Ж. Пиаже, их последовательность и основное содержание носят инвариантный характер.

Берне Р. Эриксон о чувстве идентичности 91

гих взрослых. Ставшие притчей во языцех «смены настроения» подростка можно объяснить циклическим действием следующего механизма. Стре­мясь утвердить свою независимость, подросток становится неуступчивым, дерзким, ведет себя с родителями вызывающе, доводит их до такого состоя­ния, что они почти готовы выгнать его из дома. Это пугает его, и он снова становится дружелюбным и покладистым, ищет примирения. Отношения в семье выравниваются, в них возникают близость и взаимная привязан­ность, но все это начинает слишком напоминать ситуацию детских взаимо­отношений с родителями, которые он стремится разрушить. Тогда он вновь начинает протестовать.

Совершенно ясно, что на долю родителей и учителей выпадает нема­лая психологическая нагрузка. Они должны уметь разумно реагировать на изменения взаимоотношений с подростком, чтобы, с одной стороны предос­тавить ему независимость, к которой он стремится, а с другой — не терять реального контроля над его поведением, удерживая его в разумньх гра­ницах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что юность является пе­риодом стрессов не только для самих подростков, но и для тех, кто их ок­ружает. Однако в большинстве случаев эмоциональные проблемы юношеского развития являются временными и не представляют большой опасности. Ситуации, в которых действительно требуется квалифицированная кон­сультация психолога, возникают не так уж часто.

К концу юношеского периода битва за независимость оказывается в целом выиграна, хотя победа эта еще не очень прочна. Юноша уже в основном освободился от детской зависимости. Он может сам о себе по­заботиться, может отвечать за последствия своих поступков. У него уже есть система ценностей, благодаря которой он способен судить о себе как взрослый. Его поведение становится менее импульсивным, более последо­вательным, эмоции перестают быть ведущим фактором в его организа­ции. Он уже может строить глубокие человеческие взаимоотношения, в которых не склонен воспроизводить тип своих детских отношений с ро­дителями, основанных на зависимости. Он полностью осознал и принял свой новый физический облик, свою половую роль и чувствует, что дру­гие люди тоже относятся к нему как к взрослому. У него есть вполне оп­ределенные соображения относительно того, кем он хочет быть и как дальше строить свою жизнь. В общем, он приобрел к этому времени до­вольно устойчивые личностные качества, которые уже не могут меняться скачкообразно, хотя и будут еще, без сомнения, эволюционировать по мере накопления опыта самопознания.

Не следует забывать, что представления Эриксона, ставшие сегодня ведущей теоретической концепцией юношеского развития, были разра­ботаны им на основе изучения клинических случаев. По мнению само­го Эриксона, эти представления нельзя подвергать слишком широкому обобщению. Тем не менее никакая теория не оказала такого влияния на представления о юношестве, как теория Эриксона.

П. Массен,

Дж. Конгер,

Дж. Каган,

Дж. Гивитц

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ1

Главная дилемма развития у взрослого человека средних лет в со­ответствии с точкой зрения Эрика Эриксона — это дилемма неуспокоен­ности2 . Неуспокоенность в теории Эриксона — это очень широкое поня­тие, охватывающее как родительские отношения — рождение детей и их воспитание, так и большую часть того, что имеют в виду, говоря о «про­дуктивности» или «творчестве», — компетентность в той или иной облас­ти, способность внести в нее свой вклад. Неуспокоенность, таким образом, понятие, близкое самоактуализации, которую Абрахам Маслоу <...> оп­ределяет как стремление стать как можно лучше. Самоактуализующие-ся люди стараются быть лучшими родителями.

В выбранной ими профессии они стремятся сделать все возможное и усовершенствоваться настолько, чтобы достичь высшего уровня компетен­ции, на который они способны. Они стремятся быть преданными друзьями, заинтересованными гражданами, достойными партнерами. Они работают над тем, чтобы развить свои достоинства и по возможности устранить свои недостатки, дабы стать настолько совершенными, насколько это возможно.

В той мере, в какой личность оказывается «успокоенной», она пере­стает расти и обогащаться. Последнее Эриксон называет застоем. [По его мнению], в тяжелых случаях «наблюдается регрессия к навязчивой, по­требности в псевдоинтимности, нередко сопровождающейся растущим

1 Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 182-186.

2 Термином «неуспокоенность» мы переводим англ. слово «generativity», не считая возможным его прямой перенос в русский язык.

Масен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте 93

чувством... личностного опустошения. Люди в этом случае часто начи­нают потакать себе, как если бы они были своим собственным... и един­ственным ребенком. И если только условия благоприятствуют тому, преждевременная инвалидность, физическая или психологическая, стано­вится поводом для чрезмерной заботы о себе».

Конечно, до известной степени застой можно отметить у каждого. Каждый по временам проявляет инфантильность и потакает себе. Ус­пешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в среднем возрасте означает поэтому только то, что личность переходит к оптимизму через пессимизм и предпочитает решение проблем бесконеч­ным сетованиям на жизнь. Эриксон <...> рассматривает работу как че­ловеческую добродетель, наиболее тесно связанную с неуспокоенностью; зрелые люди — это те, которые заботятся о детях, которых они произве­ли на свет, о работе, которую они выполняют, или о благосостоянии дру­гих людей в том обществе, в котором они живут.

Стадии развития личности

Теория Эриксона сфокусирована на детских стадиях развития; рас­смотрение среднего возраста, которое содержится в ней, кратко и сформу­лировано в очень общих терминах. Теоретики, которые сосредоточивали свое внимание на среднем возрасте, пытались разработать некоторые из проблем этого возраста, описывая большее число важных вопросов и опре­деляя большее число стадий. Важно заметить, что эти стадии были разра­ботаны почти исключительно на основе изучения белых людей среднего класса. Вполне возможно, что эти стадии представляют критические перио­ды, отражающие особенности карьеры и стиля жизни людей именно этого класса, и для других популяций могут быть установлены другие стадии. Тем не менее уже то, что у большого числа людей «жизненные кризисы» имеют место приблизительно в одном и том же возрасте, служит основа­нием для деления и описания этих стадий развития зрелой личности.

Вспомним сначала стадии развития молодых людей, которые пред­шествуют стадиям среднего возраста. Двадцатилетние обычно имеют де­ло с выбором супруга и карьеры, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Позже, около тридцати лет, многие приходят к пере­оценке своих прежних выборов супруга, карьеры, жизненных целей; ино­гда дело доходит до развода и смены профессии. Наконец, первые годы после тридцати, как правило, время сживания с новыми или вновь под­тверждаемыми выборами.

Кризис середины жизни. Первая стадия среднего возраста начина­ется около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» <...> и «кризисом середины жизни» <...>. Ее главной характеристикой является осознание

Соседние файлы в предмете Юридическая психология