Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_3.DOC
Скачиваний:
37
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.55 Mб
Скачать

500 Тема 14. Развитие личности

Сначала вы видите неясное очертание и спрашиваете себя, что это будет; затем постепенно то там, то здесь проглядывают очертания, и очень ско­ро все становится ясным — все сразу». Очевидно, что клиент не только стал доверять этому процессу, но и переживает его таким, каков он есть, а не с помощью понятий прошлого опыта.

«Я» становится все более субъективным рефлексивным осознани­ем внутреннего опыта. «Я» гораздо реже выступает как воспринимае­мый объект и гораздо чаще как что-то, чувствуемое как процесс.

Можно привести пример из той же беседы с клиентом, которая ци­тировалась ранее. Здесь из-за того, что он говорит о своем опыте после психотерапии, он снова осознает себя как объект, но ясно, что это не ха­рактеризует его каждодневный опыт. После рассказа о многих измене­ниях в себе он говорит: «На самом деле до сегодняшнего вечера я не свя­зывал все это с психотерапией... (Шутливо.) Вот здорово! Может быть, что-то действительно происходит. Потому что моя жизнь с тех пор стала другой. Продуктивность моей работы поднялась. Моя уверенность в себе увеличилась. Я стал смелым в ситуациях, которых раньше старался бы избежать. А также я стал гораздо менее наглым в ситуациях, в которых до этого я был бы просто несносен». Ясно, что только впоследствии он реально осознал, каков он был раньше.

Личностные конструкты получают другое вероятное истолкова­ние, их значимость проверяется в последующем опыте, но даже в этом случае они достаточно свободны.

Клиент описывает, как изменились такие конструкты ближе к кон­цу психотерапии. «Я не знаю, что изменилось, но я определенно чувствую себя по-другому, когда смотрю на свое детство... и враждебность, которую я чувствовала к моей матери и отцу, частично испарилась. Чувство их осуждения изменилось на принятие того факта, что мои родители дела­ли многое, что мне не нравилось. Но у меня возникло чувство как бы за­интересованного волнения, что ли... вот здорово... сейчас, когда я обна­руживаю, что было неправильно, я могу что-то сделать... исправить их ошибки». Здесь резко изменилось истолкование клиентом опыта, свя­занного с родителями.

Другой пример можно взять из беседы с клиентом, который всегда чувствовал, что должен угождать людям: «Я способен увидеть, как это будет выглядеть... когда не имеет значения, если я вам не угождаю... что угождение вам или неугождение — это вовсе не имеет для меня значе­ния. Если бы я мог прямо сказать это людям... вы знаете... мысль о том, чтобы просто что-то сказать и не думать, угожу я или нет... О Боже! Ты можешь сказать почти все, что угодно, но это правда, вы знаете». И не­много позже он с недоверием задает вопрос, явно обращенный к себе са­мому: «Вы имеете в виду, что если я буду на самом деле тем, кем, я чувст-

Роджерс К. [Изменения личности...] 501

вую, на самом деле являюсь, то это нормально?» Клиент борется за новое истолкование некоторых главных сторон своего опыта.

Внутренняя коммуникация становится недвусмысленной, чувства имеют соответствующее им обозначение, для новых чувств вводятся но­вые обозначения.

Клиент чувствует, что может выбрать новые способы существо­вания.

Поскольку все стороны опыта доступны для осознания, выбор ста­новится правильным и эффективным. В данном примере клиент как раз начинает это сознавать: «Я стараюсь выбрать такую манеру разговора, чтобы не бояться говорить. Возможно, хороший способ это сделать — думать вслух. Но у меня так много мыслей, что я не смог бы все их выс­казать вслух. Но возможно, я мог бы позволить себе выражать с помо­щью речи мои настоящие мысли, вместо того чтобы болтать попусту». Здесь клиент чувствует возможность эффективного выбора.

Другой клиент приходит, чтобы рассказать о своем споре с женой: «Я не злился на себя. У меня не было ненависти к себе, я только понял, что веду себя как ребенок, причем делаю это осознанно».

Довольно сложно найти примеры к седьмой стадии, так как дости­гают ее полностью немногие клиенты. Разрешите мне кратко суммиро­вать качества этой стадии континуума.

Когда индивид в процессе изменения доходит до седьмой стадии, он находится в новом измерении. На этой стадии клиент включает каче­ства движения, потока, изменчивости в каждый аспект своей психичес­кой жизни, и это становится ее примечательной характеристикой. Он живет в потоке своих чувств, осознавая и принимая их, а также веря в них. У него постоянно изменяются способы истолкования опыта, по­скольку его личностные конструкты изменяются с каждым новым со­бытием жизни. По своей природе его переживание — это процесс. В каждой новой ситуации испытываются новые чувства, которые истолко­вываются по-новому. Истолкование чувств на основе прошлого опыта происходит лишь тогда, когда новый опыт похож на прошлый. Клиент переживает чувства непосредственно, зная в то же время, что он пережи­вает. Он ценит точность дифференциации чувств и личностных смыслов своего опыта. Внутренняя коммуникация между различными аспектами его Я не заблокирована. Он свободно раскрывает себя в общении с дру­гими, и это не стереотипные, а личные отношения. Он осознает себя, но не как объект, это скорее направленное на себя осознание, субъективное проживание течения жизни. Он воспринимает себя как ответственного за свои проблемы. Он на самом деле чувствует, что полностью отвечает за свою жизнь во всех ее текущих аспектах. Он живет полной жизнью в своем Я как постоянно текущем и изменяющемся процессе.

Соседние файлы в предмете Юридическая психология