Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_3.DOC
Скачиваний:
35
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.55 Mб
Скачать

366 Тема 14. Развитие личности

у казывает на позднее оволосение тела и на фимоз (неполноценность органа!). В нем глубоко сидит сомнение в своей пригодности к мужской половой роли, побуждая его утрированно вести себя так, как это, по его мнению, свойственно мужчине, и даже к протестующему нарциссизму, что, однако, сделало для него недоступным формирование своей жиз­ненной линии в направлении сотрудничества, любви и брака. Стремясь только к таким ситуациям, в которых он является первым, пациент ис­ключил из-за своей неуверенности в себе нормальную эротику, прибегнув к мастурбации, которая вытеснила все прочие формы половой жизни. Сколь бы он ни демонстрировал свое высокомерие, исследуя причины его поведения, мы обязательно наталкиваемся на все углубляющееся чувство неполноценности. А для того, чтобы обрести уверенность, пациенту при­шлось сформировать линию своей жизни таким образом, чтобы она по большой дуге обогнула проблему нормальной эротики — этим сексуаль­ным направлением, соответствовавшим его системе, для него была мас­турбация. Ему необходимо было закрепить ее в виде навязчивости, ис­пользуя ее как защиту от любого угрожающего сближения с женщиной, способствуя ей сонным опьянением, а в случае сопротивления — борясь с ней с помощью головной боли. Чтобы усугубить свой страх перед жен­щиной, он собирал разные случаи из своей жизни, свидетельствовавшие о ее пагубной роли. Другие же случаи он оставлял без внимания. Все, что еще оставляло возможность любви и брака, он исключил, руковод­ствуясь таким принципом, как: если жениться, то только на «богине», или создав идеал, который ему самому казался недостижимым.

Помимо мастурбации, он испытал множество других уловок, самая опасная из которых в социальном отношении заключалась в его склоннос­ти к постоянной смене профессий и полном нежелании работать. Смысл и того и другого нетрудно расшифровать: «боязливая установка» к работе, помимо прочего, закрепилась и оказалась пригодной еще и для того, чтобы уклониться от решения проблемы брака. Этические и эстетические же шаблоны, само собой разумеется, оберегали его от проституции и «свобод­ной любви» — достоинства, которые не могут сделать нас слепыми, чтобы не распознать в них невротическую тенденцию.

Вместе с тем эта аранжировка «боязливой установки» с ее бесчис­ленным множеством фатальных, само собой возникающих переживаний (вследствие опозданий, лености, откладывания дел на завтра и т.д.) по­зволила ему усилить еще одну защитную конструкцию — чрезвычайно интенсивное семейное чувство, благодаря которому у него возникла чрез­вычайно тесная связь со своей своенравной, властолюбивой матерью. Ведь именно жизненные затруднения сына вынудили ее уделять ему все свое внимание, так что рядом с ним всегда была женщина, над которой он безгранично властвовал. Его угнетенное состояние, рисунки в письмах, изображающие револьвер, враждебные выпады, равно как и случайные ласки, делали ее все более сговорчивой. И то и другое было его оружием,

Адлер А. [Сущность и лечение неврозов] 367

его уловками, чтобы подчинить себе мать, а так как сексуальная пробле­ма здесь была исключена, в его отношении к матери в иносказательной форме проявилась линия его жизни, на которой он стремился добиться господства. Чтобы избежать других женщин, он замкнулся на своей ма­тери. Так в некоторых случаях может получиться карикатура на инцес-туозные отношения, где совершенно иная сама по себе жизненная линия пациента может казаться «подобием инцеста» — блеф невротической психики, который не должен вводить врача в заблуждение.

Таким образом, психотерапевтическое лечение должно быть на­правлено на то, чтобы, продемонстрировав пациенту его подготовитель­ную работу в бодрствовании, а иной раз и во сне, показать, как он при­вычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле, не изменит жизненный план и вместе с ним свою систему и не присоединится к че­ловеческому обществу и его логическим требованиям. <...>

Техника лечения

Сегодня я мог бы сказать подобно Августину: «Если ты меня не спра­шиваешь, то я знаю, если спрашиваешь, то не знаю». Так и с каждым из нас, кому приходится говорить о технике. Уже многие годы я пытаюсь об этом написать, но мои попытки разбиваются о невозможность сформулировать правила. Здесь ярче всего проявляется близость индивидуальной психоло­гии к искусству. Сегодня я хочу рассмотреть несколько точек зрения, но при этом я прошу иметь в виду, что при смене практической ситуации может меняться и точка зрения.

Одно из важнейших положений заключается в следующем: нужно стремиться к тому, чтобы невротик придавал меньше значения своим сим­птомам. Этого следует добиваться мягко, ибо иногда давление может быть слишком сильным. Рассудок здесь не может служить надежным руко­водителем. Решающее значение имеет впечатление относительно того, как далеко можно идти в «умалении» симптомов, когда следует проявлять на­стойчивость и т.д. Это творческая задача — приблизиться к пациенту, не­смотря на его отрицательный жизненный стиль. И если это удается, паци­ент окажется в выигрыше. Попытаюсь более систематично изложить, как этого можно добиться.

Этот процесс начинается уже с первой встречи с пациентом. Необ­ходимо относиться к пациенту как можно менее предвзято и стараться избегать всего, что может заронить в нем мысль о том, что вы приносите некую жертву со своей стороны. Так, может показаться заманчивым на­чать следующими словами: «Вернуть вам здоровье — важнейшая зада­ча моей жизни». Это было бы ошибкой в плане формирования нужного

Соседние файлы в предмете Юридическая психология