Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_3.DOC
Скачиваний:
36
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.55 Mб
Скачать

558 Тема 14. Развитие личности

таким образом, мы намеренно выходим не только за пределы физичес­кого, но и психического также, и включаем в сферу исследования ре­альность того, что мы будем называть в этой книге «духовными аспек­тами человека». Этим термином — Geist по-немецки — мы обознача­ем ядро личности.

До сих пор психотерапия уделяла слишком мало внимания духовной сущности человека. Ибо целью психотерапии должна быть актуализация предельных возможностей человека, реализация его латентных ценностей соответственно афоризму Гете, который может быть принят как максима психотерапии: «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы трактуем их, как если бы они были таковы, какими они должны быть, мы помогаем им стать такими, какими они спо­собны стать».

Помимо различий во взглядах на природу человека и в истолкова­ниях психической болезни очевидно, что психоанализ и индивидуальная психология различаются также и целями, которые они ставят перед со­бой. Здесь, однако, мы имеем дело не с чистой противоположностью, но с последовательными стадиями — и мы полагаем, что конечная стадия еще не достигнута.

Позвольте нам рассмотреть философские цели, которые — сознатель­но или бессознательно редко признаваемые, но имплицитно содержащиеся — лежат в основе психоанализа. Чего хочет в конечном счете достичь пси­хоанализ при лечении неврозов? Его провозглашаемой целью является по­мощь пациенту в достижении компромисса между требованиями бессо­знательного, с одной стороны, и требованиями реальности — с другой. Он стремится адаптировать индивида с его личными драйвами к внешнему миру, примирить его с реальностью. Этот «принцип реальности» часто пред­писывает полное отречение от некоторых драйвов.

В отличие от этого, индивидуальная психология провозглашает более глубокую цель. Не ограничиваясь просто приспособлением, она требует от пациента смелости преобразования реальности: должен Ид она противопо­ставляет хочу Эго. Но мы должны теперь задаться вопросом, сводится ли все только к этим целям; не является ли допустимым и даже необходи­мым прорыв в другое измерение, чтобы представить истинную картину целостной психо-физико-духовной сущности человека. Лишь тогда мы бу­дем в состоянии помочь страдающей человеческой личности довериться нам и, доверяя нам, достичь своей целостности и здоровья.

Это последнее требование мы рассматриваем как исполнение. Меж­ду преобразованием внешней жизни и внутренней реализацией индивида существует фундаментальное различие. Если формирование жизни — гео­метрическая величина, то реализация жизни — величина векторная. Она направлена к ценностным потенциалам каждой индивидуальной челове­ческой личности. Именно реализация этих ценностных потенциалов и со­ставляет сущность жизни.

Франкл В. [Логотерапия] 559

Чтобы пояснить эти различия на примере, давайте вообразим мо­лодого человека, который вырос в условиях бедности и, следовательно, всевозможных ограничений. Представим себе, что, вместо того чтобы смириться с ограничениями и лишениями данного положения и приспо­сабливаться к ним, он противопоставляет свою личную волю внешнему миру и так «преобразует» свою жизнь, что он может, скажем, продолжить свое образование и получить профессию. Предположим далее, что он, следуя своим способностям и склонностям, изучает медицину и стано­вится врачом. Он получает соблазнительное предложение — занять вы­годный пост, который обеспечит ему также весьма выгодную частную практику. Здесь перед ним открывается возможность овладеть жизнью и добиться материально богатого существования. Но предположим так­же, что талант этого молодого человека относится к специальной облас­ти его профессии, от которой ему придется отказаться, если он примет предложенный выгодный пост. Такой выбор обеспечит ему роскошную успешную жизнь, но воспрепятствует его внутренней реализации. Он мо­жет стать преуспевающим, состоятельным человеком и фактически за­нять завидное положение — может иметь собственный дом, дорогую ма­шину и позволить себе всевозможную роскошь. Но если такой человек задумается над своим положением, он увидит, что его жизнь пошла как-то вперекос. Встретив другого человека, который отказался от богатства и всех с ним связанных удовольствий и остался верен своему истинному призванию, наш молодой человек вынужден будет признаться самому себе словами Геббеля: «Человек, каким я стал, приветствует с грустью человека, каким я мог бы быть».

С другой стороны, мы легко можем вообразить нашего молодого человека отказавшимся от блестящей светской карьеры, от всего, что она дает человеку, посвятившим себя избранной сфере деятельности и таким образом нашедшим смысл своей жизни. Его внутренняя реализация проистекала бы из выполнения именно того, что он, только он, смог бы делать лучше всего. С этой точки зрения скромный провинциальный врач, прочно укорененный в своей местности, может быть выше многих из его преуспевающих столичных коллег. Аналогично, теоретик, работа­ющий в какой-нибудь отдаленной области науки, может приносить боль­ше пользы, чем многие из более активных специалистов, которые нахо­дятся «в центре жизни», ведя, как утверждается, борьбу против смерти. Ибо на всех фронтах, где наука ведет борьбу против неизвестного, теоре­тик может выполнять уникальную и незаменимую работу, каким бы ма­лым ни был его участок фронта. И в этой уникальности его личного до­стижения ни один человек не может его заменить. Он нашел свое место, занял его и тем самым реализовал себя.

Таким образом, можно полагать, что мы обнаружили пробел в на­уке психотерапии, пустое пространство, которое ожидает заполнения. Ибо

Соседние файлы в предмете Юридическая психология