Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_3.DOC
Скачиваний:
35
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.55 Mб
Скачать

Тема 14. Развитие личности

Н апример, у индейцев уинту в Калифорнии границы Я не такие же, как у нас. Если мать уинту сообщает, что ее ребенок голоден, она гово­рит: «Я голодна — мой ребенок». Сообщение о том, что она покормила своего ребенка, звучит так: «Я поела — мой ребенок». Мужчина может сказать: «Я болен — моя лошадь». Привязанности человека включаются в его Я~-концепцию. Уинту, если хочет, может использовать речевые обо­роты, выражающие более закрытое Я, например, когда он говорит: «Я сделал это один». Но в европейских языках Я — это всегда узкая и зак­рытая идентичность1.

Наиболее важным якорем для нашей самоидентичности на протя­жении жизни остается наше собственное имя. Шекспир убеждает нас, что доброе имя человека — самая драгоценная собственность: «Кто тащит деньги — похищает тлен. <... > / Иное — незапятнанное имя. / Кто нас его лишает, предает / Нас нищете...»2.

Наше имя — теплое, центральное, символ всего нашего существа. Как быстро наше ухо ловит его в переполненной разговаривающими людьми комнате. Мы обижаемся, когда кто-то его забывает.

Тесная связь имени с самооценкой показана в работе Штранка. Людей спрашивали, нравится им их имя или нет. Их также обследова­ли на предмет того, в какой степени они принимают (любят) себя как че­ловека. Низкое принятие себя определяется как «крайняя неудовлетво­ренность человека тем, что он таков, какой есть». Оказывается, что люди, которым не нравится их имя, обычно не любят себя3.

Здесь мы снова видим, что имя человека, будучи всего лишь симво­лом, так же тесно связано с его самоуважением, как и с чувством само­идентичности.

Самоуважение

До двух лет ребенок хочет толкать свою коляску, контролировать свой мир, что-то чем-то делать. Он одержим свирепой страстью мани­пулировать предметами. Что можно делать с чернилами? С краской? С губной помадой? С бритвенным лезвием? Что можно сделать со шкафом, ящиками бюро, спичками, электрическими выключателями, кошками, со­баками, бабушкиным париком? За несколько минут любознательный двухлетний малыш может разрушить дом.

1 См.: Lee D. Notes on the conception of the self among the Wintu Indians // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1950. Vol. 45. P. 538-543.

2 См.: Отелло. Акт III. Сцена 3. <Перевод Б. Пастернака.>

3 См.: Strunk О. Attitudes toward one's name and one's self// Journal of Individual Psychology. 1958. Vol. 14. P. 64-67.

Олпорт Г. Развитие чувства Я 163

Э та страсть, отравляющая жизнь всем родителям, не является пря­мым отражением самости. Это просто нормальные познавательные отно­шения между ребенком и окружением — «исследовательское влечение», если хотите. Чувство Я обнаруживает себя, когда эта деятельность нару­шается.

Двухлетний малыш пришел в ванную вместе с отцом, чтобы умыть лицо. Сказав «дай мне», он попытался повернуть вентиль. Не получилось. Он упорствовал, но безуспешно. Некоторое время отец терпеливо ждал, но в конце концов «помог» ребенку. Разразившись криками протеста, ребе­нок выбежал из ванной и отказался умываться. Отец все испортил.

Подобное часто случается в этом возрасте. Когда исследовательская склонность фрустрирована, ребенок ощущает, что это бьет по его самоува­жению. Помеха для эго унижает и вызывает гнев. Ребенок начинает остро сознавать себя как Я. Это поведение так заметно, что некоторые психологи говорят: потребность в автономии — выдающийся признак самости на втором и третьем годах жизни1.

Негативизм. Таким образом, рост самосознания достигает крити­ческой стадии в возрасте около двух лет. Один из симптомов — это со­противление кормлению, одеванию, наведению порядка, т.е. почти всему, чего хотят родители. Леви изучал этот тип «оппозиционного поведения» примерно на 1000 детей, приведенных в клинику для медицинского об­следования и тестирования. Первые признаки негативизма (обычно кри­ки: «Нет! Нет!») появляются в половине случаев к восемнадцати меся­цам, а негативный образ действий может продолжаться до четырех лет2. Один мальчик, которому еще не исполнилось трех лет, специально наве­стил бабушку, перейдя через улицу, чтобы заявить (без всякого повода): «Бабушка, я не буду».

Ребенок этого возраста рассматривает почти любое предложение взрослого как потенциальную угрозу своей целостности. И потому у него развивается обобщенная привычка говорить «нет», даже если он, подумав, ответил бы «да». Защищая пробуждающуюся самооценку, он предпочита­ет заранее сопротивляться любому предложению взрослых (так безопас­нее). В этой связи можно отметить, что есть взрослые, похоже, сохранившие детскую черту негативизма. Они хронически контрвнушаемы, французы сказали бы, что они contredisant3. На каждое предложение они отвечают сопротивлением, на каждый аргумент — контраргументом. Подобно дош­кольнику, они, кажется, боятся, что если не будут так поступать, то на них как-то «наступят».

1 См.: Erikson Е. H. Identity and the life cycle // Psychological Issues. 1959. Vol. 1. № 1.

2 См.: Levy D. M. The early development of independent and oppositional behavior // Midcentury psychiatry. Springfield (111): Charles C. Thomas, 1953. Ch. 5; см. также: Ausubel D. P. Negativism as a phase of ego-development // American Journal of Orthopsychiatry. 1950. Vol. 20. P. 796-805.

3 Противоречащий (фр.).

Соседние файлы в предмете Юридическая психология