Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_3.DOC
Скачиваний:
37
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.55 Mб
Скачать

342 Тема 14. Развитие личности

ческой работе, и поэтому ликвидируешь достигнутое, вновь и вновь унич­тожая перенесение, которое его обусловило. В сущности, этой последней чертой аналитическое лечение отличается от чисто суггестивного, а ана­литические результаты не заподозришь в том, что они получены при помощи внушения. При любом другом суггестивном лечении перенесе­ние тщательно оберегается и не затрагивается; при аналитическом же оно само есть объект лечения и разлагается на все формы своего прояв­ления. К концу аналитического лечения само перенесение должно быть устранено, и если теперь возникает или сохраняется положительный ре­зультат, то он обусловлен не внушением, а достигнутым с его помощью преодолением внутренних сопротивлений, на происшедшем в больном внутреннем изменении.

Возникновению отдельных внушений противодействует то, что во время лечения мы беспрерывно должны бороться с сопротивлениями, ко­торые могут превращаться в негативные (враждебные) перенесения. Мы не упустим случая сослаться также на то, что большое число частных ре­зультатов анализа, которые могли бы быть обусловлены внушением, под­тверждаются с другой, не вызывающей сомнений, стороны. В нашу поль­зу в данном случае говорит анализ слабоумных и параноиков, у которых, конечно, нельзя заподозрить способности подпасть под суггестивное влия­ние. То, что эти больные рассказывают нам о переводах символов и фан­тазиях, проникших в их сознание, точно совпадает с результатами наших исследований бессознательного у страдающих неврозами перенесения и подтверждает, таким образом, объективную правильность наших толкова­ний, часто подвергающихся сомнению. Полагаю, что вы не ошибетесь, по­верив в этом пункте анализу.

Теперь мы хотим дополнить наше описание механизма выздоровле­ния, представив его в формулах теории либидо. Невротик неспособен к наслаждению, потому что его либидо не направлено на объект, и он не­работоспособен, потому что очень много своей энергии должен тратить на то, чтобы сохранять либидо в состоянии вытеснения и защищать себя от его напора. Он стал бы здоровым, если бы конфликт между его Я и либи­до прекратился и Я опять могло бы распоряжаться либидо. Таким обра­зом, задача терапии состоит в том, чтобы освободить либидо от его вре­менных, отнятых у Я привязанностей и подчинить его опять Я. Где же находится либидо невротика? Найти нетрудно, оно связано с симптомами, временно доставляющими ему единственно возможное замещение удов­летворения. Нужно, следовательно, овладеть симптомами, уничтожить их, сделать как раз то, чего требует от нас больной. Для уничтожения симп­томов необходимо вернуться к их возникновению, оживить конфликт, из которого они произошли, и по-другому разрешить его с помощью таких движущих сил, которыми больной в свое время не располагал. Эта реви­зия процесса вытеснения может осуществиться лишь отчасти по следам воспоминаний о процессах, которые привели к вытеснению. Решающая

Фрейд 3. [Основы психоаналитической терапии] 343

часть работы проделывается, когда в отношении к врачу, в перенесении создаются новые варианты старых конфликтов, в которых больной хотел бы вести себя так же, как он вел себя в свое время, между тем как, ис­пользуя все находящиеся в распоряжении [пациента] душевные силы, его вынуждают принять другое решение. Таким образом, перенесение стано­вится полем битвы, где сталкиваются все борющиеся между собой силы.

Все либидо, как и противодействие ему, концентрируется на отноше­нии к врачу; при этом симптомы неизбежно лишаются либидо. Вместо настоящей болезни пациента выступает искусственно созданная болезнь перенесения, вместо разнообразных нереальных объектов либидо — опять-таки фантастический объект личности врача. Но новая борьба вокруг этого объекта с помощь врачебного внушения поднимается на высшую психичес­кую ступень, она протекает как нормальный душевный конфликт. Благо­даря тому что удается избежать нового вытеснения, отчужденность между Я и либидо прекращается и восстанавливается душевное единство личнос­ти. Когда либидо снова отделяется от временного объекта личности врача, оно не может вернуться к своим прежним объектам, и остается в распоря­жении Я. Силами, против которых велась борьба во время этой терапевти­ческой работы, являются, с одной стороны, антипатия Я к определенным направленностям либидо, выразившаяся в виде склонности к вытеснению, а с другой стороны, привязчивость или прилипчивость либидо, которое нео­хотно оставляет когда-то занятые (besetzte) им объекты.

Терапевтическая работа, таким образом, распадается на две фазы; в первой фазе все либидо оттесняется от симптомов в перенесение и там концентрируется, во второй фазе ведется борьба вокруг этого нового объ­екта, и либидо освобождается от него. При этом новом конфликте ре­шающим для благоприятного исхода изменением является устранение вытеснения, так что либидо не может опять ускользнуть от Я при помо­щи бегства в бессознательное. Это становится возможным благодаря изменению Я, которое совершается под влиянием врачебного внушения. Благодаря работе толкования, превращающей бессознательное в созна­тельное, Я увеличивается за счет этого бессознательного, благодаря разъяснению оно мирится с либидо и склоняется допустить для него ка­кое-то удовлетворение, а его страх перед требованиями либидо уменьша­ется благодаря возможности освободиться от его части посредством суб­лимации. Чем больше процессы при лечении совпадают с этим идеаль­ным описанием, тем надежнее будет успех психоаналитической терапии. Предел этому успеху может положить недостаточная подвижность либи­до, противящегося тому, чтобы оставить свои объекты, и упорство нарцис­сизма, не позволяющего перенесению выйти за известные границы. Мо­жет быть, мы поймем еще лучше динамику прогресса выздоровления, если заметим, что мы улавливаем все либидо, ушедшее из-под власти Я, отвлекая его часть на себя благодаря перенесению.

Соседние файлы в предмете Юридическая психология