Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_3.DOC
Скачиваний:
35
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.55 Mб
Скачать

324 Тема 14. Развитие личности

pa телепередач или повышенный аппетит при эмоциональном расстрой­стве). Если эти ключевые раздражители точно установлены, становится возможным отделить от них реакцию приема пищи. Так, человек может пить диетическую содовую воду или ничего не есть и не пить, когда смот­рит телевизор, или развивать альтернативные реакции на эмоциональное напряжение (например, мышечная релаксация или медитация).

4. Выполнение и оценка программы самоконтроля. После того как разработана программа самомодификации, следующий логический шаг — выполнить ее и приспособиться к тому, что кажется необходи­ мым. Уотсон и Тарп предупреждают, что для успеха бихевиоральной про­ граммы необходима постоянная бдительность во время промежуточного периода, чтобы не возвратиться вновь к старым саморазрушительным формам поведения1. Великолепным средством контроля является дого­ вор с самим собой — письменное соглашение с обещанием придержи­ ваться желаемого поведения и использовать соответствующие поощрения и наказания. Условия такого договора должны быть ясными, последо­ вательными, позитивными и честными. Также необходимо периодически пересматривать условия договора, чтобы удостовериться в их разумнос­ ти: многие сначала устанавливают нереалистично высокие цели, что ча­ сто приводит к излишним затруднениям и пренебрежению программой самоконтроля. Чтобы сделать программу максимально успешной, в ней должен участвовать по крайней мере еще один человек (супруга, друг). Оказывается, это заставляет людей более серьезно относиться к програм­ ме. Также и последствия должны быть детально определены в договоре в терминах поощрений и наказаний. И наконец, поощрения и наказания должны быть немедленными, систематическими и иметь место фактичес­ ки — не оставаться просто устными обещаниями или высказываемыми намерениями.

Уотсон и Тарп отмечают несколько наиболее общих ошибок в вы­полнении программы самоконтроля2. Это ситуации, когда человек а) пы­тается выполнить слишком много, слишком быстро, установив нереаль­ные цели; б) позволяет длительную отсрочку поощрения соответствую­щего поведения и в) устанавливает слабые поощрения. Соответственно, эти программы оказываются недостаточно эффективными.

5. Завершение программы самоконтроля. Последний шаг в процес­ се разработки программы самоконтроля — уточнение условий, при кото­ рых она считается завершенной. Другими словами, человек должен точ­ но и обстоятельно определить конечные цели — регулярное выполнение физических упражнений, достижение установленного веса или прекраще­ ние курения в предусмотренный промежуток времени. Вообще говоря,

1 См.: Watson D.I., Tharp R.G. Self-directed behavior: Self-modification for personal adjustment. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole, 1989.

2 См. там же.

Хьелл Л., Зиглер Д. [Терапия как научение] 325

полезно завершать программу самоконтроля, постепенно снижая частоту поощрений за желаемое поведение.

Успешно выполненная программа может просто исчезнуть сама по себе или с минимальными сознательными усилиями со стороны человека. Иногда человек может сам решить, когда и как закончить ее. В конечном итоге, однако, целью является формирование новых улучшенных форм по­ведения, которые сохраняются навсегда — например, таких навыков как прилежно учиться, не курить, регулярно заниматься физическими упраж­нениями и правильно питаться. Конечно, человеку нужно всегда быть го­товым восстановить стратегии самоконтроля, если вновь появятся неадап­тивные реакции.

3. Фрейд

[ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ]1

Перенесение

<...> Так как теперь мы приближаемся к концу наших бесед, то у вас возникает надежда, в которой вы не должны обмануться. Вы, вероят­но, думаете, что не для того я водил вас по дебрям психоаналитического материала, чтобы в конце концов отпустить, не сказав ни слова о тера­пии, на которой основана возможность вообще заниматься психоанали­зом. Да я и не могу не коснуться этой темы, потому что при этом вы наглядно познакомитесь с новым фактом, без знания которого понима­ние изученных нами болезней осталось бы самым ощутимым образом неполным.

Я знаю, что вы не ждете от меня руководства по технике проведе­ния анализа с терапевтической целью. Вы хотите лишь в самых общих чертах знать, каким образом воздействует психоаналитическая терапия и чего она примерно достигает. И узнать это вы имеете неоспоримое пра­во. Но я не хочу вам это сообщать, а настаиваю на том, чтобы вы до­гадались сами.

Подумайте! Вы познакомились с самыми существенными условия­ми заболевания, а также со всеми факторами, действующими на заболев­шего. Что же тут подлежит терапевтическому воздействию? Это, прежде всего, наследственная предрасположенность; нам не часто приходится о ней говорить, потому что она энергично отстаивается другими, и мы не можем сказать о ней ничего нового. Но не думайте, что мы ее недооце­ниваем; именно как терапевты мы довольно ясно ощущаем ее силу. Во всяком случае, мы ничего не можем в ней изменить, она и для нас оста­ется чем-то данным, что ставит пределы нашим усилиям. Затем — вли-

1 Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции М.: Наука. 1989. С. 275-297.

Фрейд 3. [Основы психоаналитической терапии] 327

яние ранних детских переживаний, которые мы привыкли выдвигать в анализе на первое место; они относятся к прошлому, мы не можем их уничтожить. Далее, все то, что мы объединили в понятие «реальный вы­нужденный отказ»: неудачно сложившаяся жизнь, следствием которой является недостаток любви, бедность, семейные раздоры, несчастливый брак, неблагоприятные социальные условия и строгость нравственных требований, под гнетом которых находится личность. Тут как будто до­статочно возможностей для очень действенной терапии, но это должна была бы быть терапия, которую проводил, по венскому народному преда­нию, император Иосиф, т.е. вмешательство могущественного благотвори­теля, перед волей которого склоняются люди и исчезают трудности. А кто такие мы, чтобы включить такую благотворительность как средство в нашу терапию? Сами бедные и беспомощные в общественном отноше­нии, вынужденные добывать средства к существованию своей врачебной деятельностью, мы даже не в состоянии отдавать свой труд таким же не­имущим, как это могут другие врачи, лечащие другими методами. Для этого наша терапия занимает слишком много времени и длится слиш­ком долго. Но, может быть, вы ухватитесь за один из перечисленных моментов и подумаете, что там найдете точку приложения для нашего воздействия. Если нравственное ограничение, требуемое обществом, при­нимает участие в испытываемом больным лишении, то ведь лечение может придать ему мужества или д*ать прямое указание преступить эти преграды и добиться удовлетворения и выздоровления, отказавшись от осуществления высокоценимого обществом, но столь часто оставляемого идеала. Таким образом, можно выздороветь, «дав волю» своей сексуаль­ности. Правда, при этом аналитическое лечение можно упрекнуть в том, что оно не служит общественной морали. То, что оно дает одному, отня­то у общества.

Но, уважаемые дамы и господа, кто вас так неправильно информи­ровал? Не может быть и речи о том, чтобы совет дать волю своей сексу­альности мог сыграть какую-то роль в аналитической терапии. Уже по­тому это не так, что мы сами объявили, что у больного имеется упорный конфликт между либидозным побуждением и сексуальным вытеснени­ем, между чувственной и аскетической направленностями. Этот конфликт не устраняется с помощью того, что одной из направленностей помогает одержать победу над противоположной. Мы видим, что у нервнобольного аскетизм одержал верх. Следствием этого является как раз то, что по­давленное сексуальное стремление находит себе выход в симптомах. Если бы мы теперь, наоборот, добились победы чувственности, то отодвинутое в сторону сексуальное вытеснение должно было бы найти себе замещение в симптомах. Ни одно из обоих решений не может уничтожить внутрен­ний конфликт, всякий раз какая-либо одна сторона оставалась бы неудов­летворенной. Только в некоторых случаях конфликт бывает так неустой­чив, что такой фактор, как сочувствие врача той или иной стороне, может

Соседние файлы в предмете Юридическая психология