Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hrestomatia_2_3.DOC
Скачиваний:
34
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
4.55 Mб
Скачать

348 Тема 14. Развитие личности

тивиться с враждебностью усилиям врача. Но как вы заставите дейст­вовать в этом направлении недоступные нам факторы! Вы, конечно, догадываетесь также, насколько шансы на успех лечения определяются социальной средой и уровнем культуры семьи.

Не правда ли, это намечает весьма печальную перспективу усиле­ния действенности психоанализа как терапии, даже если подавляющее большинство наших неудач мы можем объяснить, учитывая мешающие внешние факторы! Тогда сторонники анализа посоветовали нам ответить на собрание неудач составленной нами статистикой успехов. Я и на это не согласился. Я выдвинул довод, что статистика ничего не стоит, если включенные в нее единицы слишком неоднородны, а случаи невротиче­ского заболевания, подвергнутые лечению, были действительно нерав­ноценны в самых различных отношениях. Кроме того, рассматриваемый период времени был слишком короток, чтобы судить об окончательном излечении, а о многих случаях вообще нельзя было сообщать. Это каса­лось лиц, которые скрывали свою болезнь, а также тех, лечение и вы­здоровление которых тоже должно было оставаться тайной. Но сильнее всего удерживало сознание того, что в делах терапии люди ведут себя крайне иррационально, так что нет никакой надежды добиться от них чего-нибудь разумными средствами. Терапевтическое новшество встреча­ется либо с опьяняющим восторгом, например, тогда, когда Кох сделал достоянием общественности свой первый туберкулин против туберкуле­за, либо с глубоким недоверием, как это было с действительно полезной прививкой Дженнера, которая по сей день имеет своих непримиримых противников. Против психоанализа имелось явное предубеждение. Если излечивался трудный случай, можно было слышать: это не доказатель­ство, за это время он и сам мог бы выздороветь. И если больная, которая прошла уже четыре цикла удрученности и мании, попала ко мне на ле­чение во время паузы после меланхолии и три недели спустя у нее опять началась мания, то все члены семьи, а также врач с большим авторите­том, к которому обратились за советом, были убеждены, что новый при­ступ может быть только следствием сделанной с ней попыткой анализа. Против предубеждений ничего нельзя сделать; теперь вы видите это на предубеждениях, которые одна группа воюющих народов проявила про­тив другой. Самое разумное — ждать и предоставить времени обнару­жить их состоятельность. В один прекрасный день те же самые люди о тех же самых вещах начинают думать совсем иначе, чем прежде; поче­му они раньше так не думали, остается темной тайной.

Возможно, что предубеждение против аналитической терапии уже теперь пошло 'на убыль. В пользу этого как будто свидетельствуют не­прерывное распространение аналитических теорий, увеличение в некото­рых странах числа врачей, лечащих анализом. Когда я был молодым врачом, то встретился с такой же бурей возмущения врачей против гип-

Фрейд 3. [Основы психоаналитической терапии] 349

нотического суггестивного лечения, которое «трезвые головы» теперь противопоставляют психоанализу. Но гипнотизм как терапевтическое средство не сделал того, что обещал вначале; мы, психоаналитики, можем считать себя его законными наследниками и не забываем, насколько обя­заны ему поддержкой и теоретическими разъяснениями. Приписывае­мый психоанализу вред ограничивается в основном проходящими явле­ниями вследствие обострения конфликта, если анализ проводится неуме­ло или если он обрывается на середине. Вы ведь слышали отчет о том, что мы делаем с больными, и можете сами судить, способны ли наши действия нанести длительный вред. Злоупотребление анализом возмож­но в различных формах; особенно перенесение является опасным сред­ством в руках недобросовестного врача. Но от злоупотребления не заст­раховано ни одно медицинское средство или метод; если нож не режет, он тоже не может служить выздоровлению.

А. Адлер [СУЩНОСТЬ И ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ]1

Индивидуально-психологическое лечение неврозов

<...> Мы изложим теперь свой взгляд на сущность и лечение не­врозов.

Этиология

Чувство неполноценности и компенсация

Обсудить в сжатой форме обширную область психотерапии, в оцен­ке которой до сих пор наблюдается так много принципиальных разно­гласий, представляется мне делом, требующим немалой смелости. Но все же я бы не хотел упустить возможность указать на основы своих воззре­ний, на материалы собственных наблюдений, которые начиная с 1907 г. предстают перед судом общественности. В 1907 г. в «Исследовании не­полноценности органов» я показал, что врожденные конституциональные аномалии нельзя считать лишь проявлением дегенерации и что они час­то дают толчок к компенсаторной деятельности и достижению сверхре­зультатов, а также к имеющим большое значение явлениям корреляции, возникновению которых во многом способствует усиленная психическая деятельность. Это компенсаторное душевное напряжение, чтобы иметь возможность справиться с жизненными проблемами, часто принимает другие, новые формы, демонстрируя наблюдателю свою необыкновенную гибкость и самым удивительным образом достигая своей цели — вос­полнения ощущаемого дефицита. Наиболее распространенная форма, в которой возникающее в детстве чувство неполноценности пытается избежать разоблачения, заключается в возведении компенсаторной ду-

1 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономичес­кую грамотность», 1995. С. 59-86; Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. С. 272-282.

Адлер А. [Сущность и лечение неврозов] 351

шевной надстройки, помогающей вновь обрести устойчивость и добиться превосходства в жизни с помощью тренировки и средств защиты, в чув­стве общности или в невротическом modus vivendi1. Все, что здесь сколь­ко-нибудь отклоняется от нормы, объясняется большим честолюбием и большой осторожностью. Все же уловки и аранжировки, невротические черты характера, равно как и нервные симптомы, возникают в соответ­ствии с прежним опытом, переживаниями, напряжениями, вчувствовани-ями и подражаниями, а поскольку они не совсем чужды жизни здоро­вого человека, их язык, правильно понятый, всегда позволяет распознать, что человек борется здесь за свое признание, пытается его завоевать, — человек, постоянно стремящийся вырваться из сферы неуверенности и чувства неполноценности и добиться богоподобного господства над сво­им окружением или стремящийся уклониться от решения своих жиз­ненных задач.

Если оставить в стороне причины этого невротического поведения, то окажется, что оно складывается из пестрого изобилия возбуждений и возбудимостей, которые, однако, являются не причиной невротического за­болевания, а его следствием. В небольшой заметке «Агрессивное влече­ние в жизни и в неврозе» в книге «Лечение и воспитание» я попытался изобразить эту нередко повышенную «аффективность» и показать, как часто она, чтобы достичь цели или обойти опасность, внешне превращает­ся в торможение агрессии. То, что называют «предрасположенностью к неврозу» («Невротическая диспозиция», там же), уже есть невроз, и толь­ко в актуальных случаях, когда внутренняя необходимость вынуждает прибегнуть к усиленным уловкам, как доказательство болезни возника­ют более выраженные соответствующие невротические симптомы. Они могут быть скрыты, пока пациент находится в благоприятной ситуации, пока не встает вопрос о правильности его развития, о его чувстве общно­сти. Это доказательство болезни и все соответствующие аранжировки не­обходимы прежде всего для того, чтобы, во-первых, служить оправданием, если жизнь отказывает в желанном триумфе; во-вторых, чтобы тем са­мым получить возможность уклониться от решения; в-третьих, чтобы иметь возможность выставить в ярком свете какие-нибудь достигнутые цели, поскольку они были достигнуты несмотря на недуг. Эти и другие уловки отчетливо демонстрируют тяготение невротика к внешнему пре­восходству, а не к реальному.

Во всяком случае, получается, что невротик, чтобы сохранить свое направляемое фиктивной целью поведение, не преступает типичных для него руководящих жизненных линий, которых он принципиально, прямо-таки буквально, придерживается. Таким образом, благодаря определен­ным чертам характера и соответствующим испытанным аффективным установкам, благодаря целостному построению симптомов и благодаря

1 Образ жизни, условия существования (лат.). (Примечание редактора источника.)

Соседние файлы в предмете Юридическая психология