Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Маккензен Л. Немецкий язык. Универсальный справочник. М., 1998. 592 с.doc
Скачиваний:
215
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
3.5 Mб
Скачать

Правильный подбор слов (Richtige Wortwahl).

Относи­тельно нашего контекста: не удовлетворяйтесь общи­ми фразами, а скажите особенное! Этого можно до­биться, когда вместо вида указывается род, то есть, вместо цветов вообще говорят о розах, пишут не "abends", a "als es dämmerte" или "nach dem Abendbrot", на горизонте возвышается не просто какая-то гора, а названная своим именем - Kaiserstuhl, Feldbrtg, Watzmann или какая-либо еще.

Там, где имеется эта возможность, то есть там, где это не противоречит стилю, не бойтесь вводить уточ­няющие детали: что шпиц серый, что на нем повязан зеленый шелковый бант, что он крошечный, словно плюшевая игрушка; такие детали придают описанию ощущение подлинности.

Нужно уметь внимательно разглядывать, если со­бираешься рассказать что-либо ясно и образно.

Тот, кто, например, в письмах оправдывается, что "совсем не знает, о чем писать", сознается только в том, что не умеет наблюдать. Всякие мелочи, разуме­ется, не стоит описывать без разбору; но самое суще­ственное следует развернуть подробнее.

Друг входит в комнату. Казалось бы, ну и что из этого? Но как он вошел? Хлопнул ли дверью? Или вошел так тихо, что его никто не услышал? Притво­рил ли он дверь, лязгнув замком, а затем, грохоча бо­тинками, прошел в помещение? Одним штрихом, ко-

250

торый делает деталь выпуклой, образ друга зримее возникает перед нами. И что это за друг? Действи­тельно ли близок он мне или просто приятель? Зна­ком ли он читателю? Тогда его спокойно можно на­зывать по имени. Если же он не знаком, то: большой он или маленький, старый или молодой, с бородой или, быть может, он лысый? Кто желает писать об­разно, тому следует все это описать выразительно, метко и ясно.

Наглядность с помощью примеров (Anschauung durch Beispiele).

Кто стремится писать ярко, тому следует увлекать читателя, расцвечивать и оживлять ход сво­его повествования примерами, различными происше­ствиями и живописными сценками. Есть примеры, придающие сообщению краски - оно легко запомина­ется читателем.

Стремитесь к выразительности! Lebendigkeit!

Выра­зительность - не одно и то же, что и наглядность. Здесь мы наталкиваемся на тайну "хорошего" стиля: кто хочет писать, должен уметь черпать из полного источника. Он должен быть хорошо знаком с тем предметом, который намерен описывать, настолько хорошо, чтобы смочь из материала, который находит­ся в его распоряжении, сделать единственно верный выбор для своего читателя. Это предпосылка всего последующего. "Rem tene, - сказал древнеримский го­сударственный деятель Катон, - verba sequuntur": "овладей своей вещью - слова придут сами"! Древнее библейское выражение, что у человека то, что пере­полняет сердце, на устах, подразумевает то же самое.

Чем больше мы знаем о вещи, тем тщательнее должны черпать из этой бездны, тем важнее становит­ся обдумывание наилучшей формы исполнения, ком­позиции целого.

251 Тщательность при составлении композиции (Sorgfalt beim Aufbau).

В школе нам говорили: "Прежде чем вы приступите к сочинению, обдумайте его план!" ("Ehe ihr daran geht, einen Aufsatz, zu schreiben, überlegt euch seine Gliederung !") Об этом мы еще поговорим в дру­гом месте.

План необходим для любой письменной работы, также как и для письма; разумеется, его не обязатель­но в каждом случае составлять письменно ("Что я на­пишу тете Эмме? Поблагодарю ее за поздравления к моему дню рождения; во-вторых, расскажу ей, как прошел праздник, а в-третьих, сообщу, что нового в нашей семье со времени моего последнего письма: о назначении меня старшим инспектором, о гриппе Эльзы, страстном увлечении Карла марками. Что еще? - План дает возможность написать содержатель­ное, хорошо скомпонованное письмо. Итак, вперед!).

Ясная, поддающаяся обозрению композиция прида­ет стройность и живость любому письменному выска­зыванию. Или наоборот: неорганизованная масса мате­риала хаотична; она навевает скуку, поскольку ее уже невозможно упорядочить при чтении.