Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Катькало_книга_Эволюция_теории_стратегического_управления.doc
Скачиваний:
172
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
3.95 Mб
Скачать

Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе

цепции, рискнем предсказать, что к концу нынешнего десятилетия в ее операционализации произойдет качественный перелом.69

Во-вторых, ввиду акцента ресурсной концепции на идио­синкразические и, как правило, ненаблюдаемые источники кон­курентных преимуществ фирмы требуется разнообразие мето­дов для идентификации, измерения и осмысления внутриоргани-зационных ресурсов. Между тем зачастую признаваемый как единственно «научный» метод исследований предполагает обоб­щения на основе использования крупных массивов данных, вто­ричные источники данных и эконометрический анализ. Подоб­ный метод неадекватен задачам изучения уникальных нематери­альных ресурсов фирмы, таких как корпоративная культура [Роуз, Даелленбах, 2003] или неявное знание [Когут, Зандер, 2004]. Условные агрегированные показатели должны дополняться спе­цифичными для конкретной фирмы количественными и каче­ственными данными, чему могут содействовать прежде всего углубленные лонгитюдные кейсы.

В-третьих, для развития операционализации ресурсной концепции и эмпирических исследований в ее ключе полезно оценивать ее соотношение с контрактными и эволюционной теориями фирмы как комплементарность. Все эти подходы сбли-

69 Любытную интерпретацию тезиса о том, что «большим идеям тре­буется долгое время для их конкретизации», применительно к ресурсной концепции предложил О. Уильямсон [Уильямсон, 2003, с. 90-91]. По его мне­нию, для «созревания» фундаментальных концепций до стадии быстрого прогресса в их операционализации требуется 35 лет: в подтверждение он приводит известную судьбу статьи Коуза 1937 г. и полагает, что для ресурс­ной концепции отправными могут быть статья Ричардсона 1972 г. (тогда операционализация начнется около 2007 г.) либо книга 1959 г. Пенроуз (тог­да это был бы, соответственно, 1994 г.).

С точки зрения автора настоящей монографии, алгоритм развития новой концепции можно уточнить так: в течение первых 20 лет она вызре­вает, а второе 20-летие (второе поколение ее сторонников) вносит реша­ющий вклад в ее операционализацию. Бхли взять 1960-е гг. (время между по­явлением работ Пенроуз и Ричардсона) за отправной период для ресурсной концепции, то статья Праха лада и Хамела 1990 г. может оцениваться как символ ее второго 20-летия. Напомним, что по-настоящему активная опера­ционализация концепции Коуза началась все же в 1980-е гг. — более чем че­рез 40 лет после ее появления (см.: [Фуруботн, Рихтер, 2005]).

384

5.6. Выводы

жает не только акцент на корпоративные (а не конкурентные) стратегии фирм, но и учет их поведенческих, организационных аспектов. Примером такой комплементарности является анализ проблемы диверсификации на основе концепции «внутрикорпо­ративной согласованности».

В-четвертых, ныне ресурсная теория диверсификация ста­ла наиболее убедительным примером эмпирической состоятель­ности и прогностической силы ресурсного подхода. Однако еще предстоит объяснить на его основе успехи стратегии несвязанной диверсификации в институциональных контекстах, отличных от среды развития американских корпораций (на материалах кото­рых выполнены классические работы по ресурсной концепции).

5.6. ВЫВОДЫ

Центральным вопросом теории стратегического управления является поиск устойчивых конкурентных преимуществ фирм. Деление их источников на внутренние и внешние относительно границ организации изначально было одной из основных дихо­томий этой теории и важной причиной плюрализма ее парадигм [Катькало, 2002а]. Суть данной перманентной дискуссии состоит в выяснении сравнительной важности умелого позиционирова­ния фирмы на рынке и наличия у нее уникальных ресурсов и организационных способностей, иначе говоря, в сопоставлении роли различий между структурами отраслей (рынков) и между отдельными фирмами. С середины 1980-х гг. в научной литерату­ре по стратегическому управлению обозначился сдвиг в пользу второго подхода — так называемой ресурсной концепции. Даль­нейшее усиление влияния последней не только соответствовало общим тенденциям эволюции теории стратегического управле­ния, но и стало воплощением нового, третьего этапа этой теории, когда она перешла к развитию на собственной основе. Результаты проведенного в настоящей главе анализа особенностей третьего этапа теории стратегического управления можно обобщить в следующих выводах.

Во-первых, становление новой парадигмы стратегического управления, которая к началу 1990-х гг. стала очень актуальной на фоне глубоких изменений в практике менеджмента конкурен-

385