Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ivakina_N_N_Professionalnaya_rech_yurista_vsya.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
12.11.2018
Размер:
2.7 Mб
Скачать

§ 4. Оценочная лексика в составе терминов

Термины уголовного закона, образованные по 1, 3, 4, 6 моделям, как правило, прямо связаны с выражением оценки: активное участие в групповых действиях, вредные последствия, дурное обращение с военнопленными, мягкое наказание, особо крупные размеры, особо опасный рецидивист, тяжкие последствия и др. Но они лишены экспрессивности, так как в них прежде всего проявляется логическое начало, правовая оценка. Юристами подобные термины понимаются как оценочные понятия, представляющие собой специфическую форму отражения правовых явлений, посредством которой в ряде случаев создаются оптимальные условия для реализации воли законодателя4.

Отмечена в УК РСФСР и экспрессивно окрашенная лексика, употребляемая в качестве терминов. Кара, возложение, посягательство, сокрытие — слова высокой лексики, придающие тексту закона оттенок официальности. Подстрекатели, пособники, халатность эмоционально окрашены, они выражают неодобрительное отношение к явлениям; слово сводничество дано в словаре с пометой презрит.

Раздел 1. Точность словоупотребления 157

§ 5. Многозначные слова в функции терминов

В юридической литературе неоднократно поднимался вопрос о многозначности терминов уголовного закона. Это связано в первую очередь с наличием в нем терминов оценочного характера, в состав которых входит многозначная оценочная лексика, требующая уточнения.

Использование многозначных слов в функции терминов уголовного закона представляет особый интерес. Примечательным является то, что немногие из них используются в первом значении, например, наказание, закон, приговор, акт, заключение, кодекс, опьянение, производство, разврат, рознь и некоторые другие. У большей же части многозначных слов, входящих в состав терминов, модифицируются прежние связи и отношения и развиваются новые, в соответствии с этим большинство многозначных слов употреблено в одном из производных значений, напр.: возбудивший (ст. 52) — во втором, лицо (ст. 3) — в третьем, наряд (ст. 256) — в третьем, погашение (ст. 57) — во втором, склонение (ст. 2242) — во втором, смягчение (ст. 43) — во втором, статья (ст. 1) — во втором, течение (ст. 48) — в третьем значении и многие другие. Однако производное значение этих слов является основным в языке уголовного закона, что позволяет им выполнять функции терминов.

Отдельные многозначные слова используются в составе терминов не в одном, а в нескольких значениях. Так, в термине оставление противнику... средств ведения войны (ст. 261) слово оставление употреблено в первом значении: «уходя, оставить что-либо». В термине оставление в занимаемой должности (ст. 31) — в пятом значении: « не изменить чьего-либо состояния, положения». В термине заведомое оставление без помощи (ст. 127) использовано в шестом значении: «не дать, не предоставить кому-чему-либо, лишить чего-либо». В термине оставление военного погибающего корабля командиром (ст. 262) — в восьмом значении, т. е. «покинуть какое-либо место, кого-либо, удалиться откуда-либо».

Слово мера в ст. 22, 23 употреблено в четвертом значении: «величина, размер, степень чего-либо»; в ст. 51 оно используется в пятом значении: «действие или совокупность действий, средств для осуществления чего-либо». Слово организация в одной и той же статье (ст. 77) употребляется в первом и третьем значениях: Организация вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации…. Оскорбление в ст. 1921, 243 употребляется в первом значении, в ст. 131 — во втором. Одно и то же многозначное слово в составе термина может обозначать пред-

158 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста

мет и действие, абстрактное понятие и действие. Его значение уточняется текстом. В эгом отношении интересно слово опьянение. Так как в Кодексе оно употреблено в первом значении, то определяющих его слов не дается: в состоянии опьянения (ст. 21). Однако в процессуальных актах, составляемых следователем или судьей, значение слова уточняется определением: в состоянии алкогольного опьянения.

Можно сказать, что многозначные слова, образовавшиеся в сфере правовых отношений, используются в языке закона в первом значении. Если же они образовались в какой-либо другой сфере человеческой деятельности, то в языке права употребляются в одном из производных значений.

А. А. Ушаков справедливо замечал, что многие общеупотребительные слова в языке уголовного закона переосмыслены и обозначают особые юридические понятия. В соответствии с этим наблюдается своеобразная сочетаемость слов: организатор преступления, преступная деятельность, аморальный проступок, совершение преступления, лицо может быть исправлено без применения наказания (ст. 51).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]