Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zaliznyak (1) / 15-464 Зализняк Левонтина Шмелев Ключевые идеи.doc
Скачиваний:
254
Добавлен:
31.05.2015
Размер:
2.45 Mб
Скачать

Часть III. Человек: душа и тело

Спектакль стал ярким выражением ненависти к мещанству, к толстозадой самоуспокоенности, к желанию «красиво», спокойно и сыто пожить;

В них юмор сочетается с острой социальной сатирой; автор высмеивает мещанство, тунеядство, карьеризм;

Именно самосовершенствованием заняты 23 девушки и 2 юноши в городе Перми, назвавшие себя обществом борьбы с кретинизмом и мещанством.

К истории вопроса

Коллизия борьбы с пошлостью и мещанством в русской куль­туре, безусловно, восходит к немецкому романтизму. Сквозной сю­жет не только романтизма, но и вообще немецкой литературы но­вого времени — противостояние поэта и филистера. Эта борьба может разворачиваться и в душе человека, приводя к внутреннему разладу. Особенно отчетливо данная коллизия выражена, пожалуй, у Томаса Манна в новелле «Тонио Крегер». Ее герой позицио­нирует себя как художника, который выше толпы, но втайне его влечет к незамысловатым, белокурым и голубоглазым. Он борется с бюргерством, но сам получает обвинение в нем же.

Однако в русской культуре эта коллизия попала на благодатную почву — особенно если учесть, что в России была несколько другая социальная структура, чем в Германии. Дело в том, что европей­ский романтизм возник как явление, имевшее вполне отчетливую социальную составляющую. Несколько упрощая картину, можно представить дело следующим образом. Первоначальным импуль­сом романтизма был протест против сентиментализма. Последний, в свою очередь, по сути своей был наступлением буржуазной куль­туры на культуру дворянскую, и шло оно в рамках общего истори­ческого процесса [Берковский 2001]. «Подлинные» культурные и нравственные ценности противопоставлялись развратному образу жизни дворян. Романтический же взгляд объявил сентименталь­ные ценности филистерскими. Однако противостоял буржуазному сентиментальному миру уже не дворянин, а одинокий художник: «Одиночество и беззащитность человека духа в прозаическом мире расчета и пользы — исходная ситуация романтизма. Тик, Фридрих Шлегель, Брентано — ополчались прежде всего на современное филистерство» (А. Карельский, Эрнст Теодор Амадей Гофман).

Анна А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев. О пошлости... 199

Иными словами, антибуржуазный романтический протест был не дворянским, а скорее богемным. Само происхождение ключе­вого для романтиков негативного термина филистер свидетель­ствует об этом более чем красноречиво. В немецком языке слово Philister библейского происхождения и в первом значении соот­ветствует русскому филистимлянин. В Ветхом Завете это название языческого народа, противников Иеговы, враждовавших с еврея­ми. В XVII в. в Германии это слово стало употребляться студента­ми по отношению к не-студентам. Прилагательное филистерский употреблялось в России уже в начале XIX в. Существительное же известно в России с начала века в форме филистр, а вариант фили­стер — с 1860-х гг. В «Словаре языка Пушкина» зафиксированы, впрочем, и вариант филистр, и вариант филистер. Ср.:

«ФИЛИСТЕР (филистр) (2) У студентов немецких универси­тетов пренебрежительное название обывателя. Дорого бы я дал за свою комнату вечно полную народу, и Бог знает какого народу; за наши латинские песни, студенческие поединки и ссоры с фи-листрами\ — РП 417.20. || Ошибочно о студенте (в обращении к А. Н. Вульфу). Вы мне обещали писать из Дерпта и не пишете. Добро. Однако я жду вас, любезный филистер, и надеюсь обнять в начале следующего месяца. Пс 261.2».

В этих примерах замечательно все: во-первых, совершенно яс­но, что слово знакомо Пушкину лишь понаслышке и, значит, не вошло еще в русский язык. Во-вторых, оно в русском языке пока связано только с Германией и, более того, с немецким студенче­ством. Сама ошибка Пушкина показательна — один раз он оши­бочно употребляет слово филистер в значении 'студент'.

Между тем, вот что, например, написано об Э. Т. Гофмане в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона: «Он подводит итоги немецкому романтизму и является самым полным вырази­телем лучших его стремлений, которым он придал небывалую до тех пор яркость и определенность. Самое ненавистное для Гофма­на понятие — филистерство [курсив здесь и далее наш. — А. 3., И. Л., А. Ш.]. Это понятие очень широкое, целое мировоззрение; в нем заключается и самодовольная пошлость, и умственный за­стой, и эгоизм, и тщеславие (жизнь на показ, „как люди живут"), и грубый материализм, и все нивелирующий формализм, превраща­ющий человека в машину, и педантизм {...). Первое условие для того, чтобы освободиться от давящих рамок этой филистерской

200