Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zaliznyak (1) / 15-464 Зализняк Левонтина Шмелев Ключевые идеи.doc
Скачиваний:
254
Добавлен:
31.05.2015
Размер:
2.45 Mб
Скачать

Часть VII Вместо заключения

поскольку произойти может все что угодно, полагает, что эту гипо­тезу тоже стоит принять во внимание — как в известном анекдоте: «Рабинович, почему вы сидите дома в галстуке?» — «А вдруг кто-нибудь зайдет». — «Тогда почему без штанов?» — «Аи, ну кто зайдет к бедному еврею?» Отсутствие вдруг (напр., Может быть, кто-нибудь ко мне зайдет) имплицировало бы, что говорящий го­тов считать данную гипотезу вполне реальной возможностью.

Тем самым использование вдруг делает прагматически безопас­ным высказывание самой невероятной гипотезы. Высказывая ги­потезу без слова вдруг, всегда можно нарваться на возражение, указывающее на отсутствие причин, по которым гипотеза мог­ла бы оказаться истинной, причем в составе такого возражения уместно употребить то же самое слово вдруг (напр., С чего это вдруг кто-то к тебе зайдет?), но если слово вдруг уже было использовано при высказывании гипотезы, возражение теряет си­лу: гипотезу предлагается принять во внимание не потому, чтобы она была правдоподобна, а потому, что произойти могут самые неправдоподобные вещи.

Названные особенности слова вдруг позволяют использовать его как полемичное по отношению к авось. Ср. диалог: «Авось не упаду!» «А вдруг упадешь?» Но при всей полемичности видно, что в этом диалоге обоих собеседников объединяет представление, что падение в данной ситуации маловероятно; просто первый бес­печно считает, что указанной маловероятной возможностью мож­но пренебречь (хотя, конечно, произойти может все что угодно), а второй предпочитает учесть ее, несмотря на малую вероятность (поскольку произойти может все что угодно).

Особенно часто используется вдруг в составе условных обо­ротов (если вдруг...). Хотя с формально-логической точки зрения условная конструкция вовсе не обязывает говорящего считать вы­соко вероятной реализацию соответствующего условия, современ­ная речевая практика настоятельно требует использования в услов­ных придаточных элемента вдруг, если говорящий не имеет в ви­ду имплицировать достаточно высокую вероятность того, о чем идет речь в придаточном. Так, из следующего примера видно, что журналист (А. Рыклин) не считает вероятным решение депутатов лишить депутатской неприкосновенности Жириновского, который поливал своих оппонентов в Думе минеральной водой, и привлечь его за это к ответственности:

А. Д. Шмелев. Некоторые тенденции семантического развитии... 449

Чем ближе к моменту истины (запрос из прокуратуры о ли­шении Жириновского заветной неприкосновенности может по­ступить в ближайшее время), тем меньше в парламенте желаю­щих создавать весьма опасный прецедент. Так что, скорее всего, подмоченным депутатам придется утереться и забыть об унизи­тельном купании в минеральной воде. Но если вдруг достоинство у народных избранников возобладает над инстинктом самосо­хранения, то либералу, возможно, скоро придется столкнуться с суровой российской действительностью («Итоги», № 11 (96), 24 марта 1998 г.).

Такая стратегия вполне соответствует общим установкам, ха­рактерным для русской языковой картины мира. Исходя из пред­ставления, согласно которому произойти может все что угодно, вообще-то имело бы смысл говорить только о тех возможно­стях, реализацию которых считаешь достаточно вероятной, — всего остального все равно не учесть. Но, с другой стороны — опять-таки поскольку произойти может все что угодно, — не следует игнори­ровать самые невероятные предположения. Используя оборот если вдруг... говорящий как бы дает понять: 'Я сознаю, что для этого нет причин, но, поскольку произойти может все что угодно, хочу рассмотреть и эту ситуацию'. Использование слова вдруг в такой ситуации является прагматически обязательным, а его отсутствие в условном придаточном порождает речевую импликатуру 'говоря­щий считает реализацию данного условия весьма вероятной' (ины­ми словами, высказывание, начинающееся словами Если Петя по­звонит, скажи ему... имплицирует, что говорящий считает звонок Пети достаточно вероятным, — в противном случае следовало бы сказать Если вдруг Петя позвонит...). Собеседник, не согласный с такой импликатурой, может возразить, используя в составе возра­жения слово вдруг (напр., «Если Петя позвонит, скажи ему...» —-«С чего это он вдруг позвонит?»), или выразить эту же гипотезу по-иному, а именно — добавив «недостающее» вдруг. Ср. харак­терный диалог доктора Глинки и Владимира Раевского из повести Веры Белоусовой «Второй выстрел»:

Он [доктор Глинка] понимающе кивнул и стал просить, что­бы я рассказал ему, «если чего узнаю».

— Да ну... — сказал я. — Ничего у меня не выйдет. Но если вдруг — тогда конечно!