Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zaliznyak (1) / 15-464 Зализняк Левонтина Шмелев Ключевые идеи.doc
Скачиваний:
254
Добавлен:
31.05.2015
Размер:
2.45 Mб
Скачать

Часть VI. Этические концепты

Табл. 1

Нас будет интересовать прежде всего первое, основное значе­ние, т. е. эмоция обиды. Центральным в группе слов, обозначаю­щих эту эмоцию, является глагол обидеться. Он имеет три вари­анта модели управления: Xобиделся; Xобиделся на Y-a (за W), где W — слова или поступок Y-a; X обиделся за Z (где Z — кто-то или что-то Х-у дорогое). Но совмещение валентностей на Y-a и за Z невозможно: *Я обиделся на Ивана за Васю. Все то же верно для существительного обида. Ср. следующие два примера:

(1) Он сидел за столом один и поднимал голову только для того, чтобы взглянуть на нее, улыбнуться ей. И Варе было за него обидно: веселятся за его счет, бросают одного, танец им дороже товарища (А. Рыбаков, Дети Арбата);

(2) Вспомнила и свою обиду на его друзей: пьют, едят за его счет, а его оставляют одного (А. Рыбаков, Дети Арбата).

В этих двух примерах имеется в виду одна и та же ситуация (один и тот же «обидный» случай) — которую, однако, нельзя описать вы­ражением *Варя чувствовала обиду за Костю на его друзей. Таким образом, при описании подобной ситуации человек, говорящий на русском языке, должен выбрать и обозначить только какой-то один ее аспект.

Перечисленным выше трем вариантам модели управления со­ответствуют некоторые модификации в пределах основного значе­ния ('обиды'), на которых мы остановимся ниже.

Обратимся теперь к вопросу о том, что же такое обида. Прежде всего, это эмоция, возникающая в качестве реакции на поступок другого лица (нельзя обидеться на самого себя или на явление природы — хотя можно, например, рассердиться на самого себя или прийти в отчаянье от плохой погоды). В первом приближении можно сказать, что, обида — это жалость к себе, соединенная с претензией к другому. Обида возникает в том случае, когда другой

Анна А. Зализняк. О семантике щепетильности...

381

человек оказал мне недостаточное внимание (не справился о здо­ровье), уважение (пренебрег моим мнением или просто выразил низкую оценку моих достоинств — например, талантов), доверие (не рассказал мне чего-то важного, не поручил трудного дела, не поверил моему обещанию) и т. д. — недостаточное по сравнению с некоторым «должным» уровнем (внимания, уважения и т.д.)3. Так или иначе, я обнаружил, что он испытывает ко мне, условно гово­ря, меньшую любовь («lack of love», по выражению из [Wierzbicka 1998]), чем та, которую я в нем предполагал — и которую он, по моим представлениям, мне «должен». Из этого представления о «должном» и возникает идея «несправедливости» (как несоответ­ствия этому «должному»), обязательно в обиде присутствующая — ср., толкование слова обижаться в [Иорданская 1970: 19].

Приведенная выше приблизительная формула фиксирует два полюса в эмоции обиды: жалость к себе и претензия к другому. Эти две составляющие могут присутствовать в обиде в разных соотношениях. В зависимости от того, какая из этих двух идей оказывается в центре, внутри одного значения обиды различаются два варианта: обида за что-то (имеется в виду, «обидные» слова или поступок) и обида на кого-то — ср. варианты модели управ­ления выше.

Здесь имеется еще одно очень важное звено. Недостаток ува­жения может быть, конечно, выражен прямо («А ты помолчи, тебя не спрашивают» или даже просто «Ты дурак»), но гораздо чаще это является результатом вывода, который производится адресатом «обидного» поступка или высказывания: это то, что «обидчик» хо­тел сказать своим высказыванием, то, о чем говорит его поступок. Этот вывод производится на основании общих законов коммуника­ции, но с точки зрения склонности и готовности его производить люди сильно различаются (соответственно, люди делятся на бо­лее и менее «обидчивых»). Как известно, неявные смыслы вообще являются более действенными; с другой стороны, человеку свой­ственно подменять сказанное явно тем, что из этого, по его мнению следует, даже иногда не замечая этого (ср. [Добжиньска 1990; Гло-винская 1998]), поэтому «объяснения», которые часто следуют за

3 По-видимому, центральной здесь является идея недостатка внимания. Со­гласно М. Фасмеру [Фасмер, 1996, III: 100] обидеть произошло из об-видеть, где предлог об- имеет значение 'вокруг, огибая, минуя', ср. обнести (кого-то угощением) 'пронести мимо, не дать', обделить, обвесить. Русская обида, тем самым, выросла из идеи 'обделить взглядом, не посмотреть' (т. е. обойти внима­нием)..

382

Часть УI, Этические концепты

обидами, обычно состоят в том, что «обидчик» доказывает, что он не имел в виду выразить тот «обидный» смысл, который вывел «обиженный».

Тем самым обида — эгоцентрическое чувство, источник кото­рого в конечном счете коренится в нас самих. Обижаться — это свойство обижаемого; поэтому обидчивый человек — это тот, кото­рый склонен обижаться (а не наносить обиды — что с точки зрения русской морфологии в той же мере допустимо, ср. обманчивый = 'тот, который обманывает' — а не 'тот, который обманывается').

С другой стороны, обидчивость определяется также степенью зависимости от мнения окружающих, и в этом отношении люди также сильно различаются. Т. е. необидчивые люди — это, с од­ной стороны, люди, которые не предполагают, что их обидят, и не склонны поэтому выводить «обидный» смысл — в отличие от обидчивых, которые как бы ждут, что их обидят, всегда готовы к этому, как, например, герой романа Достоевского «Подросток»: (3) Я ждал, что буду тотчас обижен каким-нибудь взглядом Вер-силовой или жестом, и приготовился; обидел же меня ее брат в Москве, с первого же нашего столкновения в жизни.

С другой стороны, не обидчивы очень высокомерные люди, мнение которых о себе столь высоко, а об окружающих столь низ­ко, что они искренне равнодушны к мнению о себе окружающих, и их обидеть таким образом невозможно. Но гораздо более распро­странено (по крайней мере в русском дискурсе) желание получить даже от случайного собеседника подтверждение своей ценности как личности — ср. знаменитую реплику пьяниц Ты меня уважа­ешь?: если уважаешь, то ты со мной выпьешь, а если не выпьешь, это значит, что то ты меня не уважаешь, т. е. ты меня обидишь.

Итак, в случае, когда речь идет о взаимодействии между людь­ми, которых связывают какие-то неформальные отношения, оби­да — это реакция на message of indifference, по выражению А. Веж-бицкой [Wierzbicka 1998], свидетельство безразличия, которое со­держится в «обидном» высказывании или поступке или выводится из него адресатом. Однако обида может возникать и при взаимо­действии совершенно чужих друг другу людей. Например, человек может обидеться, если кто-то (в том числе, совершенно посторон­ний) не верит ему или сомневается в правильности сообщаемой им информации. Ср.:

Анна А. Зализняк. О семантике щепетильности...

383

(4) Вспомнили, как ездили во дворец Фонтенбло и женщина-гид, по­казывая на кровать Наполеона, сказала о его росте — сто пятьде­сят два сантиметра. Гера удивилась, наверное — сто шестьдесят два. Гидша обиделась и сказала, что у ее мужа рост сто пять­десят два сантиметра, а всем известно, что он одного роста с Наполеоном (А. Рыбаков, Дети Арбата).

Продавщица может обидеться, если покупатель обругал ее товар (или если она сделала такой вывод из его слов), как в следующем примере:

(5) — Дайте нарзану, — попросил Берлиоз.

— Нарзану нету, — ответила женщина в будочке и почему-то оби­делась (М. Булгаков, Мастер и Маргарита).

Продавщица минеральной воды обиделась, потому что в просьбе Берлиоза ей «послышался» упрек (что, мол, она виновата, что у нее нет нарзана). Слово почему-то маркирует нетривиальность такого вывода (хотя на самом деле это очень типичный ход мысли «обидчивого» человека).

Заметим, что здесь странно бы выглядело обиделась на Бер­лиоза. Действительно, в этом случае слова «обидчика» воспри­нимаются просто как сигнал (message) из внешнего мира, свиде­тельство того, что кто-то считает меня хуже, чем я сам считаю, — и, как выясняется, хочу, чтобы все так считали. Это, по-видимому, то­же некая константа (или, по крайней мере, широко распространен­ное свойство) человеческой психики — хотеть, так сказать, чтобы все меня любили; когда человек получает свидетельство обратного, ему неприятно. Хотя в отношении этого свойства люди различа­ются очень существенно (ср. выше).

Как уже говорилось, обида связана с ощущением неспра­ведливости; эта идея в некоторых значениях слова обида и его производных выходит на первый план. При этом источники ощущения несправедливости могут быть различными. С одной стороны, как несправедливость ощущается несоответствие ожи­даемому уровню «добрых чувств». Особенно часто обида такого рода возникает в случае, когда человек ожидает от другого бла­годарности — и не находит ее. Эта ситуация достаточно типична, поскольку, как известно, человеку свойственно испытывать добрые чувства к тому, кому он сделал что-то хорошее, и невольно рассчи­тывать на взаимность. И здесь человек попадает в ловушку, потому

384