Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тённ_1-1.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
2.33 Mб
Скачать

§ 6. Расположенность - Развитие и рост — Органы чувств

Врожденную склонность человеческого существа к известным предметам и известным родам деятель­ности я называю свойственной ему разновидностью всеобщего животного инстинкта, или расположенностью [Gefallen]. Ею мы объясняем все, что нельзя объяснить иначе, кроме как через нормальный рост и развитие психической конституции, данной уже вместе с изначальным ростком. Расположенность со­ставляет, таким образом, комплекс органических вле­чений, поскольку они целиком пронизывают и подчи­няют себе также и человеческие действия и поступки, мысли и чаяния. Все отдельные идеи или ощущения здесь могут быть выведены из такого изначального единства и оставаться в необходимой взаимосвязи друг с другом. А это единство понимается в трояком определении: А) как воля к жизни самой по себе, т.е. к утверждению способствующих и к отрица­нию препятствующих ей действий или ощущений; В)как воля к пропитанию и к связанным с ним действи­ями и ощущениям и С) как воля к продолжению рода — и с этим последним определением понятие наполняется, ибо воспроизводство жизни есть сама жизнь, а содержанием особенной воли оно становит­ся лишь в той мере, в какой для его цели становятся необходимы особенные действия и ощущения. Эти потребности и вожделения, которым соответствуют определенные, общие для всех организмов функции, задают основной тон и в аккорде человеческих чувств. В восприимчивости органов чувств и в степени ее удовлетворения кроются все те различия в приязни или неприязни, которые в виде того или иного самочувствия и настроения образуют постоянные или временные индивидуальные признаки. Обычно они

рассматриваются как всего лишь телесные состояния. В действительности же можно доказать, что и все, к чему бывает расположен [gefallt] собственно челове­ческий дух, т.е. мышление, зависит от них и оказыва­ет на них обратное воздействие. Но изначальным, подлинным и, по крайней мере, в той или иной форме свойственным всем живым существам посредником между внешним и внутренним являются органы чувств, т.е. нервная система. Чувства, как и тело вооб­ще, отчасти получают пищу от самих себя — ив этом они непосредственно обусловлены устройством и со­стоянием жизненных органов, а затем также своим собственным устройством и состоянием; отчасти же от того, что их окружает, от внешнего мира, к которо­му они по-особому и по-разному причастны и в су­ществовании которого они убеждаются, ощущая его как приятный или как отвратительный, причем утвер­ждающее чувство, или расположенность, и отрицаю­щее, нерасположенность, не просто служат причиной соответствующих движений, а сами являются таковы­ми: они переходят в проявления самой воли в виде тех движений, которые посредством эфферентных нервных волокон вызывают сокращение мышц. Нужно либо изучить причины этих движений как та­ковых, а для этого надо сначала дать объяснение жизни вообще и вывести отдельную жизнь и ее раз­витие из всеобщей жизни, а затем, на этой основе, построить теорию нервных возбуждений, как они возникают во взаимодействии с внешними силами, накапливаются и частью, в свою очередь, передаются вовне, частью же, в силу вновь обретенного равновес­ного состояния молекул, переходят в состояние отно­сительного покоя или напряжения. Либо же нужно описать историю и взаимосвязь ощущений, которые на деле являются лишь субъективной действитель­ностью этих объективных биологических явлений.

140

141

Каждая клетка, каждая ткань и каждый орган есть некий комплекс единой в себе воли в ее соотнесен­ности с самою собой и со своим внешним окруже­нием. Так и весь организм в целом. Его изменения, поскольку они представляют собой исходящие изнут­ри (из нервных центров) движения, благодаря кото­рым поддерживается жизнь, всегда обусловливаются также и впечатлениями, одновременно получаемыми извне. Применительно к человеку последние рассмат­риваются лишь как животно-ментальные, в то время как выражения мыслятся исходящими из центров, за­ведующих органической жизнью, и таковы инстинк­тивные движения или проявления воли, посредством которых содержание ощущения утверждается или от­рицается. С помощью чувств совокупная воля словно задает вещам вопросы, испытывает и проверяет их свойства; но она сама решает и судит о том, сораз­мерны или несоразмерны они ее расположенности, хороши они или дурны. Животные и ментальные цен­тры (спинного и головного мозга) и органы здесь мыс­лятся задействованными лишь постольку, поскольку они сами являются выражениями растительной жизни (зависят от центров симпатической системы). Именно поэтому сами органы чувств (если их мыс­лить в этой взаимосвязи) во всех деталях их индиви­дуального устройства, насколько оно покоится лишь на развитии первоначальных задатков, дают пред­ставление ровно о таком же количестве видов распо­ложенности как утверждающей (или отрицающей) воли. Такие по существу своему субъективные чувст­ва, как осязание, обоняние и вкус, отчетливее всего предстают именно в этом качестве: они наиболее не­посредственным образом выступают как наслаждаю­щиеся [geniefiende] органы.

142